Слайд 1ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
Учитель русского языка и литературы Танцюра И. Ф.
Слайд 2Обособленные определения и приложения в ГИА
В4. Среди предложений 10-16 найдите предложение
с обособленным определением
В4. Среди предложений 17-23 найдите предложение с обособленным несогласованным определением.
В4. Среди предложений 1-7 найдите предложения с обособленными согласованными определениями.
В4. Среди предложений 20-26 найдите предложение с обособленным приложением.
Слайд 3
Обособленные члены предложения – это второстепенные члены предложения (определения и
приложения, обстоятельства, дополнения), которые в устной речи выделяются интонационно, а в письменной – запятыми, тире.
Слайд 4Случаи обособления определений и приложений
Обособляются, выделяясь интонацией при произнесении и запятыми
на письме:
1) любые определения и приложения, если относятся к личному местоимению, например: 1) Усталая, она не могла идти дальше. 2) Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. 3) Она, в тяжелой меховой шубе, не могла идти дальше. 4) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. 5) Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий.
2) Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например: 1) Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.2) Небо,
Слайд 5
полное грозою, все в зарницах трепетало. 3) Боец, парнишка белокурый,
тихонько трогает гармонь.
3) Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например: Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Слайд 6Исключения из правила
Согласованные определения и приложения, стоящие перед определяемым существительным, обособляются,
если: а) имеют добавочное обстоятельственное значение, например причины: 1) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения, например: Дальше, вечно чуждый тени, моет желтый Нил раскаленные ступени царственных могил.
Слайд 7Беседа по лекции
* Что вы знали о второстепенных членах предложения?
* Какими
частями речи может быть выражено определение?
* Когда на письме причастный оборот выделяется запятыми?
* Что вы знаете о приложениях?
* Что нового вы узнали об обособлении определений и приложений?
Слайд 8Согласны ли вы, что...
А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией,
называется обособленным?
Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже - тире?
В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного?
Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется?
Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению?
Слайд 9Деловая игра
«Я учитель»
Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки,
запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.
1) Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
Изумлённый, прохожий о чём-то спросил.
2) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
За синими морями забытый, он угасал один.
3) На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Слайд 10Анализ текста
1. В поселке Вейделевке находится родник Крейдянка. 2. В обустройстве
родника приняли участие многие жители поселка. 3. Защитили родник и превратили в открытую, предназначенную для отдыха площадку, в оазис, дарящий силу и энергию. 4. Как и вода, бьющая из расщелин, это место манит и притягивает к себе. 5. Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. 6. Сразу после благоустройства родник был освящен. 7. Немного поодаль от родника стоит домик, в котором помещается купель. 8. Каждый год на Крещение сюда приезжают люди, желающие окунуться в освященный источник. 9. Находясь у этого источника, чувствуешь себя чище душой, спокойнее. 10. Необходимо возобновить традицию пить чистую, живую, взятую из родника воду.
Слайд 11Вопросы к тексту
- О чем текст?
- Какова его основная мысль?
- Где
находится тезисное предложение? Назовите его.
- К какому стилю принадлежит текст? Почему?
Слайд 12Задания к тексту
1. Найдите и запишите номера предложений с обособленными определениями.
2. Обратите внимание на последнее предложение. Чем оно осложнено?
3. Переделайте это предложение так, чтобы получилось предложение с обособленными членами.
4. Прочитайте эти предложения без определений. Что изменилось?
Слайд 14Домашнее задание
1. Прочесть параграф № 29, выучить правила на стр. 149-151
, учебник «Русский язык. 8 класс», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков. 2. Прочесть записи в таблице «Знаю, узнал».
3. Выполнить 298 упражнение. 4. Группам заполнить таблицу «Навигатор».
5. Группам найти информацию для своего проекта, используя материалы, рекомендуемые учителем, ресурсы Интернета.