Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе
Подготовил
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Иванов
Артем Игоревич
Слайд 2Актуализация знаний
Задание. Замените данные словосочетания словами-синонимами. Определите, к какой части речи
они относятся.
Одержать победу – победить.
Отдать приказ – приказать.
Принять решение – решить.
Приводить в смущение – смущать.
Проявить интерес – интересоваться.
Выделенные слова являются глаголами.
Слайд 3Игра «Третий лишний»
Задание. Найдите в ряду лишнее по какому-либо признаку слово
и запишите его в тетрадь.
1. Удивляться, сомневаться, поднимается.
2. Ночь, прилечь, дочь.
3. Недоумение, ненависть, негодовать.
4. Не хочу, не могу, недомогаю.
Ключ
Поднимается, прилечь, негодовать, недомогаю.
Слайд 4Определение темы
и постановка учебной цели
Обратите внимание на глаголы негодовать, недомогаю. Какая
орфограмма есть в этих словах?
Не с глаголами.
Сформулируйте цель учебной деятельности.
Обобщить знания о правилах правописания не с глаголами.
Слайд 5Работа с учебником
Познакомьтесь с материалом для наблюдений на с. 99.
1. Как
пишутся глаголы с частицей не?
Не пишется с глаголами раздельно.
2. Приведите примеры глаголов, которые не употребляются без не.
Слайд 6Практическая работа
Задание. Спишите, раскрывая скобки. Графически обозначьте условия выбора. Объясните написание
не с глаголами.
Росы (не) было, (не) волить грех, врагу (не) кланяйся, (не) жалей о сделанном, мне (не) здоровится.
Ключ
Росы не было, неволить грех (искл.), врагу не кланяйся, не жалей о сделанном, мне нездоровится (искл.).
Слайд 7Практическая работа
Задание. К данным словосочетаниям подберите глаголы-антонимы с частицей не, без
которой они не употребляются.
Чувствовать себя хорошо.
Недомогать.
Очень любить.
Ненавидеть.
Считаться с желанием.
Неволить.
Слайд 8Физкультминутка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами
шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал.
Слайд 9Самостоятельная работа
Задание №1. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Графически обозначьте условия выбора
написания не с глаголами.
Давно (не) домогать, (не) ходит к другу, (не) волить силой, (не) знает правило, (не) стал торопиться.
Ключ
Давно недомогать (искл.), не ходит к другу, неволить силой (искл.), не знает правило, не стал торопиться.
Максимальное количество баллов – 5.
Слайд 10Самостоятельная работа
Задание №2 (упражнение 613). Прочитайте текст А. Дорохова. Выпишите глаголы
с изучаемой орфограммой в форме настоящего времени, 2-го лица, единственного числа. Графически обозначьте условия выбора.
Ключ
Не бережешь, не пишешь.
Максимальное количество баллов – 4.
Слайд 11Итоги урока
Какие трудности у вас возникли на уроке?
Понравилось ли вам на
уроке?
Понравилось
Не понравилось
Слайд 12Домашнее задание
Параграф 107 выучить;
с. 99 №609, с. 100 №610