Презентация, доклад по русскому языку на тему Сжатое изложение по упражнению № 261 (5 класс)

Содержание

Соберите слова и узнайте, что мы будем делать сегодня на уроке (по рядам)ЛОИЗЖЕНИЕЕСЖАТОСАТЬПИОУ

Слайд 1«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

(упр. 24, упр. 261)

Автор презентации: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г. Куса
Тюрина Н.М.

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (упр. 24, упр. 261)Автор презентации:

Слайд 2Соберите слова и узнайте, что мы будем делать сегодня на уроке

(по рядам)

ЛО

ИЗ

ЖЕ

НИ

Е

Е

СЖА

ТО

СА

ТЬ

ПИ

О

У

Соберите слова и узнайте, что мы будем делать сегодня на уроке (по рядам)ЛОИЗЖЕНИЕЕСЖАТОСАТЬПИОУ

Слайд 3Давайте познакомимся…
«Летом»
«Родник»
«Сенокос»
«Первый снег»
«Полдень»
«Ужин тракториста»

Давайте познакомимся…«Летом»«Родник»«Сенокос»«Первый снег»«Полдень»«Ужин тракториста»

Слайд 4Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)

Слайд 5Основные признаки текста
Текст имеет тему.
В тексте всегда есть главная мысль.
Текст можно

озаглавить.
В тексте можно выделить части.
Предложения и части текста связаны между собой.
Основные признаки текстаТекст имеет тему.В тексте всегда есть главная мысль.Текст можно озаглавить.В тексте можно выделить части.Предложения и

Слайд 6«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»
Есть на свете люди, которые знают

много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

«Сказка про мальчика,  понимавшего язык земли»	Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют

Слайд 7«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»
С детства родители и мальчишки с

девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

«Сказка про мальчика,  понимавшего язык земли»	С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова.

Слайд 8«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»
Но иногда на Аркашу словно находило

что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

«Сказка про мальчика,  понимавшего язык земли»	Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в

Слайд 9«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти,

а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.
(По Е. Мурашовой)
«Сказка про мальчика,  понимавшего язык земли»	Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки

Слайд 10Беседа по тексту
Понравился ли вам рассказ?
Это текст?
О

ком рассказывает автор в тексте?
Почему автор рассказывает о детстве Пластова?
Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?
За что родители сердились на Аркашу?
В чём секрет художника Пластова?
Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
Основная мысль текста – обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык.

Беседа по тексту Понравился ли вам рассказ? Это текст? О ком рассказывает автор в тексте? Почему автор

Слайд 11Беседа по тексту
Основные приёмы сжатия текста:
обобщение (находим объединяющие слова для

сходных действий, предметов)
исключение (исключаем подробности, повторы)
упрощение (упрощаем грамматические конструкции)
Что можно исключить при сжатии текста?
описание природы, чувств, настроений;
примеры, доказательства, детали, подробности, лирические отступления;
повторы;
обобщающие слова и предложения с однородными членами;
возможна замена прямой речи косвенной или диалогом.

Беседа по тексту Основные приёмы сжатия текста:обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)исключение (исключаем подробности, повторы)упрощение

Слайд 12ЗАПОМНИ!
Сжать – не значит выбросить информацию. Будем сжимать текст, но общий

смысл рассказа должен сохраниться.

ЗАПОМНИ!Сжать – не значит выбросить информацию. Будем сжимать текст, но общий смысл рассказа должен сохраниться.

Слайд 13Деление текста на микротемы и составление плана
МИКРОТЕМА – наименьшая составная часть

темы целого текста
Редко рождаются такие люди.
С виду пацан как пацан.
Привет ветру.
Разговор с муравьями.
Вечерние беседы с закатом.
Земля живая, всё на ней свой голос имеет.
ЗАПОМНИТЕ!
В плане столько пунктов, сколько микротем.
Деление текста на микротемы и составление планаМИКРОТЕМА – наименьшая составная часть темы целого текстаРедко рождаются такие люди.С

Слайд 14Сжатие текста
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И

умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождают(?)ся такие люди!
Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?
Сожмите первую микротему.
Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Сжатие текста	Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей

Слайд 15Сжатие текста
С детства родители и мальчишки с девчонками уд..влялись на Аркашу

Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный м..льчишка.

Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя?
Сожмите вторую микротему.

С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан (обычный мальчишка).

Сжатие текста	С детства родители и мальчишки с девчонками уд..влялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан.

Слайд 16Сжатие текста
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например,

в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушают(?)ся мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Без каких предложений в 3-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите третью микротему.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает, — говорит Аркаша.
Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.



Сжатие текста	Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит

Слайд 17Сжатие текста
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на

корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваеш..?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.

Без каких предложений в 4-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите четвёртую микротему.

Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил.


Сжатие текстаИли пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет

Слайд 18Сжатие текста
Сердятся родители, когда Аркаша по в..ч..рам с закатом беседует, а

по весне растущей траве советы д..ёт.
Без каких предложений в 5-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите пятую микротему.
По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.



Сжатие текста		Сердятся родители, когда Аркаша по в..ч..рам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы д..ёт.	Без

Слайд 19Сжатие текста
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля

на самом деле ж..вая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.

Без каких предложений в 6-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите шестую микротему.

Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.

Сжатие текста		«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле ж..вая и всё

Слайд 20Перескажите сжатый текст
Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются

такие люди!
С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает, — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.
Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил.
По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.

Перескажите сжатый текстМаленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!С детства окружающие удивлялись на

Слайд 21Напишите сжатое изложение

План
Редко рождаются такие люди.
С виду пацан как

пацан.
Привет ветру.
Разговор с муравьями.
Вечерние беседы с закатом.
Земля живая, всё на ней свой голос имеет.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Трудные слова и выражения:

Аркаша Пластов
чего-то
ничего
пацан как пацан (разг.)

Напишите сжатое изложениеПлан Редко рождаются такие люди. С виду пацан как пацан. Привет ветру. Разговор с муравьями.

Слайд 22БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!

БЛАГОДАРЮ ЗА  РАБОТУ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть