Слайд 1«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(упр. 24, упр. 261)
Автор презентации: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г. Куса
Тюрина Н.М.
Слайд 2Соберите слова и узнайте, что мы будем делать сегодня на уроке
(по рядам)
ЛО
ИЗ
ЖЕ
НИ
Е
Е
СЖА
ТО
СА
ТЬ
ПИ
О
У
Слайд 3Давайте познакомимся…
«Летом»
«Родник»
«Сенокос»
«Первый снег»
«Полдень»
«Ужин тракториста»
Слайд 4Аркадий
Александрович
Пластов
(1893 – 1972)
Слайд 5Основные признаки текста
Текст имеет тему.
В тексте всегда есть главная мысль.
Текст можно
озаглавить.
В тексте можно выделить части.
Предложения и части текста связаны между собой.
Слайд 6«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»
Есть на свете люди, которые знают
много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!
Слайд 7«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»
С детства родители и мальчишки с
девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Слайд 8«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»
Но иногда на Аркашу словно находило
что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Слайд 9«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти,
а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.
(По Е. Мурашовой)
Слайд 10Беседа по тексту
Понравился ли вам рассказ?
Это текст?
О
ком рассказывает автор в тексте?
Почему автор рассказывает о детстве Пластова?
Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?
За что родители сердились на Аркашу?
В чём секрет художника Пластова?
Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
Основная мысль текста – обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык.
Слайд 11Беседа по тексту
Основные приёмы сжатия текста:
обобщение (находим объединяющие слова для
сходных действий, предметов)
исключение (исключаем подробности, повторы)
упрощение (упрощаем грамматические конструкции)
Что можно исключить при сжатии текста?
описание природы, чувств, настроений;
примеры, доказательства, детали, подробности, лирические отступления;
повторы;
обобщающие слова и предложения с однородными членами;
возможна замена прямой речи косвенной или диалогом.
Слайд 12ЗАПОМНИ!
Сжать – не значит выбросить информацию. Будем сжимать текст, но общий
смысл рассказа должен сохраниться.
Слайд 13Деление текста на микротемы и составление плана
МИКРОТЕМА – наименьшая составная часть
темы целого текста
Редко рождаются такие люди.
С виду пацан как пацан.
Привет ветру.
Разговор с муравьями.
Вечерние беседы с закатом.
Земля живая, всё на ней свой голос имеет.
ЗАПОМНИТЕ!
В плане столько пунктов, сколько микротем.
Слайд 14Сжатие текста
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И
умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождают(?)ся такие люди!
Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?
Сожмите первую микротему.
Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!
Слайд 15Сжатие текста
С детства родители и мальчишки с девчонками уд..влялись на Аркашу
Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный м..льчишка.
Без каких предложений во второй микротеме обойтись нельзя?
Сожмите вторую микротему.
С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан (обычный мальчишка).
Слайд 16Сжатие текста
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например,
в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушают(?)ся мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Без каких предложений в 3-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите третью микротему.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает, — говорит Аркаша.
Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.
Слайд 17Сжатие текста
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на
корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваеш..?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.
Без каких предложений в 4-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите четвёртую микротему.
Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил.
Слайд 18Сжатие текста
Сердятся родители, когда Аркаша по в..ч..рам с закатом беседует, а
по весне растущей траве советы д..ёт.
Без каких предложений в 5-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите пятую микротему.
По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
Слайд 19Сжатие текста
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля
на самом деле ж..вая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.
Без каких предложений в 6-й микротеме обойтись нельзя?
Сожмите шестую микротему.
Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.
Слайд 20Перескажите сжатый текст
Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются
такие люди!
С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает, — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.
Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил.
По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.
Слайд 21Напишите сжатое изложение
План
Редко рождаются такие люди.
С виду пацан как
пацан.
Привет ветру.
Разговор с муравьями.
Вечерние беседы с закатом.
Земля живая, всё на ней свой голос имеет.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Трудные слова и выражения:
Аркаша Пластов
чего-то
ничего
пацан как пацан (разг.)