Слайд 1Работа над сочинением на лингвистическую тему
Слайд 2Цели урока:
1) выработка навыка написания комментария цитаты во вступлении;
2) отработка умения находить примеры в тексте и пояснять их;
3) повторение средств выразительности речи;
4) повторение некоторых тематических блоков сочинений на лингвистическую тему.
Слайд 3Цитата к тексту
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой
формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
А.И. Горшков
Слайд 4Комментарии к цитате
«В русском языке существует множество средств выразительности. Это метафоры,
эпитеты, гиперболы ... Авторы используют данные художественные приемы, чтобы «… привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»).
«Выразительность речи – это ее эмоциональность и образность, которые должны помочь говорящему привлечь слушателя, завоевать его внимание».
Слайд 5Рецензирование
Оцените вступление:
А. И. Горшков говорил, что «выразительность речи – это
свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Прочитав текст В.Закруткина, я согласился с ним. А теперь обратимся к тексту известного писателя.
Слайд 6Рецензирование
Оцените основную часть сочинения:
В. Закруткин в
своем тексте использует достаточно много языковых средств. Например, в предложении 11 он приводит метафору «стены и крыши домов горели золотом». Слово «горели» здесь используется в переносном значении: этим словом писатель хочет показать читателю, насколько красив город на закате. Метафора помогает читателю погрузиться в атмосферу происходящего.
Еще одно выразительное средство, выбранное мною из текста, - сравнение (предложение 7). Важнейшая функция сравнения –
художественное описание объекта. Сравнивая ласточек с черными стрелами, писатель как бы рисует птиц в нашем воображении, одновременно показывая и их цвет, и стремительность полета.
Слайд 7Рецензирование
Оцените композицию сочинения:
Выразительность речи очень важна, даже
глупо с этим спорить. И, конечно, мы согласимся с высказыванием А.И. Горшкова. Мы знаем, что русский язык богат на выразительные средства. Много их и в тексте В. Закруткина.
Это эпитеты, метафоры, гиперболы… Эти приемы используются авторами, чтобы «привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Так, в предложении 11 метафора «стены и крыши домов горели золотом» позволяет нам ярче представить картину, увиденную глазами мальчика. А в предложениях 25,26 используется лексический повтор «по городу», «по городу», который передает настроение мальчика.
Слайд 8Рецензирование
Оцените сочинение целиком:
По
словам А.И. Горшкова, «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Попробуем найти этому подтверждение в тексте В. Закруткина. Например, в предложении 11 есть слово в переносном значении: «горели». Эта метафора помогает понять суть происходящего. А в 21-ом предложении автор использует однородные члены: «Летели вниз камни, листы железа, стекла, птичьи гнезда».
А.И. Горшков, конечно, прав. Чтобы привлечь внимание читателей, писатели должны заботиться о выразительности своей речи. Как видно из примеров, В. Закруткин смог разными способами, лексическими и грамматическими, привлечь наше внимание к написанному и произвести сильное впечатление.
Слайд 9Рецензирование
Оцените сочинение целиком:
«Выразительность – это свойство
сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать внимание читателя, производить на него сильное впечатление», - писал А.И. Горшков. Выразительность речи – это ее эмоциональность и образность, которые должны помочь говорящему привлечь слушателя, завоевать его внимание.
В русском языке есть множество средств, служащих для передачи чувств, мыслей автора. Так, в предложении № 7 автор использует сравнение «мелькали, как черные стрелы», оно передает угрожающую, тревожную обстановку надвигающейся войны. Также в предложении № 26 В. Закруткин употребляет олицетворение «смерть гуляла по городу», этим показывая нам всю тяжесть, безвыходность положения невинных людей, многие из которых уже погибли.
Таким образом, можно сказать, что средства выразительности играют большую роль в восприятии текста читателем.
Слайд 10Определить средства выразительности речи:
21. Летели вниз камни, листы железа, стекла,
птичьи гнезда.
24. Ветер раскачивал поломанные оконные рамы, завывал в трубах, стучал ржавым железом.
28. Худой, черный, в порванных штанишках, он пробирался к поляне…
47. Только когда я взял его на руки, он вдруг уронил свое ведрышко, обнял меня и заплакал.
Слайд 11Определить средства выразительности речи:
5.Потягиваясь, мальчик выходил на балкон и, подняв
голову, смотрел вверх.
17. Обняв сына, они смотрели, как, сверкая синевой оперения, ласточки слетаются на ночлег.
32. Укрывшись под деревом, я ждал конца налета.
Слайд 12Темы сочинения:
1.«Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить
внимание на важных деталях, показать их значимость». (Н.С. Валгина)
2.«У каждой части речи свои достоинства». (А.М. Пешковский)
3. «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. (Л. В. Успенский)