Слайд 1
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
МАРАФОН
ПО СТРАНЕ ГЛАГОЛ.
Слайд 2Форма урока – игра-путешествие.
ЦЕЛИ:
-повторить и обобщить изученное по теме «Глагол»;
-совершенствовать умения и навыки, связанные с изученными орфограммами;
-повысить интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
-содействовать выработке навыков самоконтроля по изученному разделу.
Слайд 3А что такое марафон вообще?
В лёгкой
атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 195м . Название своё марафон получил от греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в пятом веке до н.э. Но у нас с вами достаточно необычный марафон – марафон лингвистический.
Дистанция нашего пути состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых находится преграда, преодолеть её можно, лишь выполнив лингвистическое задание. Итак, на старт!
Слайд 4Эпиграф к нашему уроку.
Что без меня предметы?
Лишь
названия.
Но я приду- всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт!
В.Кондрашов
Слайд 5Давайте подумаем:
О какой части речи говорится в эпиграфе? Почему?
Какой основной признак
глагола указан в стихотворении?
Слайд 6ПРЕГРАДА
«ДЕРЕВО ПРИЗНАКОВ».6 км.
Каких признаков не хватает?
Как называются эти признаки?
На
какие две группы делятся признаки?
Слайд 7 У глаголов
нет следующих признаков:
Род,
Склонение,
Падеж, Неизменяемость.
Слайд 8Морфологические признаки глагола:
Постоянные:
Спряжение;
Вид;
Переходность;
возвратность
Непостоянные:
Наклонение;
Время;
Лицо и число(в зависимости от
наклонения)
Слайд 9УЩЕЛЬЕ СПРЯЖЕНИЯ.12 км.
Вставьте буквы «и», отметьте тот ряд, в
котором все глаголы имеют в окончании «е»:
а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м
б)выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т
в)дыш_м, ед_м, выбел_т, беж_шь
Назовите все разноспрягаемые глаголы
Слайд 10РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ:
ДАДИМ, ХОЧЕТ, ЕДИМ, БЕЖИШЬ
А)Любим, прыгнем, слышим, дадим;
Б)выбираем, украшаем, хочет, сеет;
В)дышим,
едим, выбелит, бежишь
Слайд 11Работа с сигнальными карточками «е»- «и».
Кол_т, дыш_м, слыш_шь,
се_м, ве_м,
дад_м, бре_т, кле_т, беж_шь, вер_м,
чита_шь, обид_мся, хоч_т, люб_т.
Назовите все глаголы-исключения.
Слайд 12Игра «НАЙДИ ПАРУ».
С обратной стороны
доски работает один учащийся.
Учитель читает слово, ученики записывают его напротив слова с аналогичной орфограммой. Необходимо вспомнить все орфографические правила, изученные в разделе «Глагол». Слова второго столбика читаются вразнобой.
Слайд 13 Вот что должно у вас получиться:
1 приехал преступить(нарушить)
2 собираемся стереть
3 взыграться разыскивать
4 касался коснусь
5 загореть загар
6 стричь беречь
7 сеяла клеил
8 беседовать разговаривать
9 пишите пишете
10 думаешь держит
11 умываться скрывается
Слайд 14Физкультминутка.
Покачайтесь, Покружитесь,
Потянитесь, Распрямитесь,
Приседайте, Приседайте,
Пошагайте, Пошагайте,
Встаньте на носок, На пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь
вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните
Глаголы какого наклонения использовались в разминке?
Какие ещё наклонения глаголов вы знаете?
Слайд 15Башня Наклонений.24 км.
Необходимо определить наклонение и вставить пропущенные
буквы, обозначив орфограммы.
1. Когда вы напиш…те письмо подруге?
2.Напиш…те обязательно письмо подруге.
3.А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!».
4. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом и ступай туда, где лучше.
Слайд 16 Долина Дождей.30 км.
Задание. Напишите сочинение-миниатюру о дожде, используя указанные
глаголы.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идёт, капает, моросит, накрапывает, барабанит, струится, льёт как из ведра, хлещет, стучит, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет
1 ряд на тему «Летний дождь»,
2 ряд на тему «Осенний дождь»,
3 ряд на тему «Весенний дождь».
Слайд 17Лабиринт Фразеологизмов.36 км.
Чем являются в предыдущем задании
словосочетания
сеет как из сита, льёт как из ведра?
Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами:
______баклуши
______в ежовых рукавицах
______из мухи слона
______в калошу
______сложа руки
______общий язык
Слайд 18Город Исправления Ошибок. 42км.
Перед вами
последний отрезок марафонской дистанции и финишная прямая. Успешно выполнив последнее задание, вы завершите марафон. Исправьте речевые ошибки:
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Слайд 19Правильно:
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку
в лес. Долго собирались и, наконец, отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо съесть бутерброды, а там видно будет»,- сказал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Слайд 20Заключительная часть.
Итак, наш марафон завершён, вы успешно
справились со всеми препятствиями. Я вас поздравляю с успешным финалом!
Ребята. Давайте подведём итог, какие знания нам пришлось вспомнить при выполнении заданий. ( Ученики делают вывод).
(Выставляются отметки, даётся домашнее задание).