Слайд 1РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ,
ЕГО СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 2НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ – ЗНАЧИТ НАУЧИТЬСЯ СТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Слайд 3
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде
всего интонация.
Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
Слайд 4ЛЕКСИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ОТТЕНКАМИ ЭКСПРЕССИВНОЙ ОКРАСКИ
существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка,
картошка,
дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;
глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,
жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Слайд 5ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
стилистически выразительны
содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый
характеризуются структурным разнообразием:
ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
Слайд 6СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ СВЯЗАНЫ С ЕГО
ЭКСПРЕССИВНОСТЬЮ И ОЦЕНОЧНОСТЬЮ
В разряде существительных
используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:
ак/-як: добряк, здоровяк;
ан/-ян: старикан, грубиян;
ач: бородач, силач;
ежк(а): зубрежка, кормежка;
отн(я): беготня, пачкотня;
ыш: глупыш, крепыш;
-яг(а): доходяга, работяга
Слайд 7СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ СВЯЗАНЫ С ЕГО
ЭКСПРЕССИВНОСТЬЮ И ОЦЕНОЧНОСТЬЮ
Для прилагательных, имеющих
разговорный характер, можно выделить суффиксы:
аст-: глазастый, языкастый;
енн-: здоровенный, обалденный.
К разговорной лексике относятся глаголы на:
ничать: бродяжничать, жеманничать;
ивать: пошаливать, поговаривать.
Слайд 8СИНТАКСИС
1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:
Кого
они любят? Что им надо? (М. Горький).
За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).
2. Использование неполных предложений в диалоге:
- А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.
Слайд 9СИНТАКСИС
3. Часто допускаются лексические повторы:
Надо, чтоб парень был видный, из
себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).
4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:
Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
Слайд 10СИНТАКСИС
5. Употребление сочетания инфинитива с личной формой глагола:
Садить
не садит, а огород держит!
6. Сочетание глагола с частицей «знай»:
Знай себе по саду гуляет.
7. Предложения со сказуемым, выраженным междометной формой, указывающей на внезапность:
Гляжу, а она шмыг из дома.
Слайд 11ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1. Приставочно – суффиксальный.
2. Своих.
3. Управление.
4. 16.
5. 28, 31.
6. Парцелляция.