Слайд 3 Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме— короткий назидательный
рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное
поучение (премудрость).
По содержанию притча близка к басне.
Слайд 4МОРФОЛОГИЯ –
РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, КОТОРЫЙ ИЗУЧАЕТ ЧАСТИ РЕЧИ
ЧАСТИ РЕЧИ
1.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
2. СЛУЖЕБНЫЕ
3. МЕЖДОМЕТИЕ
Слайд 5А.Шибаев
«Слова, слова, слова…»
Всему название дано –
И зверю, и
предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Слайд 6Тема урока
Имя существительное
как часть речи (повторение изученного
в 5
классе)
Слайд 7Цель урока:
повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее
лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении;
вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме.
Слайд 8А.Шибаев
«Слова, слова, слова…»
Всему название дано –
И зверю, и
предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Слайд 9Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком
смысле слова и отвечает в
начальной форме
на вопросы кто? что?
Слайд 10
Я попал в густой ельник. Кругом была глуш?. Я настрелял тетеревов,
куропаток, глухарей. После этого ра?кинул плащ? и устроился отдыхать в тени.
Стояла ре?кая тиш?на. Бывает в лесу такая тиш? что и людям и ж?вотным становит?ся жутко. От любого звука охватывает ужас.
Задание
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.
Слайд 11Я попал в густой ельник. Кругом была глушь. Я настрелял тетеревов,
куропаток, глухарей. После этого раскинул плащ и устроился отдыхать в тени.
Стояла редкая тишина. Бывает в лесу такая тишь, что и людям, и животным становится жутко. От любого звука охватывает ужас.
Слайд 12Показатели
одушевленности – неодушевленности
Значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет,
а неодушевленные – неживой.
Вопрос (Кто? Что?).
3. Совпадение падежных окончаний:
у одушевленных – В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.
у неодушевленных – В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
Слайд 13Сравним:
одушевленные
И. п. мн. числа глухари-и кукл-а
Р. п. мн. числа (нет) глухар-ей кукол
В. п. мн. числа (вижу)глухар-ей кукол
неодушевленные
И. п. мн. числа тен-и
Р. п. мн. числа (нет) тен-ей
В. п. мн. числа (вижу) тен-и
Слайд 14Я попал в густой ельник. Кругом была глушь. Я настрелял тетеревов,
куропаток, глухарей. После этого раскинул плащ и устроился отдыхать в тени.
Стояла редкая тишина. Бывает в лесу такая тишь, что и людям, и животным становится жутко. От любого звука охватывает ужас.
Слайд 15
Проверь себя!
Одушевленные: тетерева, куропатки, глухари, люди, животные.
Неодушевленные: ельник, тишь, глушь, плащ,
тень, тишина, звук, ужас.
Слайд 16СТИХОТВОРЕНИЕ – ПОДСКАЗКА:
Женский род запомню я
И скажу:
«Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно - моё!
Это правило твоё.
Слайд 18Работа в группах.
Раскройте тайны молчащей таблицы, обговорите в группах. По
какому признаку распределены слова по столбикам?
Тайна молчащей таблицы
Слайд 20Задание
Восстановите слова по склонениям:
1 группа
2 склонение: _ _
_ а, _ _ _ _ а, _ _ _ я
2 группа
3 склонение: _ _ _ т, _ _ _ _ о, _ _ _ е
3 группа
1 склонение: _ _ _ ь, _ _ _ _ ь, _ _ _ ь
Слайд 21Задание
«ИЗМЕНИ СЛОВО»
ОТ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУ
МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:
1 группа Параш…т,
учительство, пл…нета, ножницы.
2 группа Сп…ртсмен, студенчество, мастер, каникулы.
3 группа Скр…пач, товарищество, п…мидор, ворота.
Слайд 22Задание
Распределите данные слова на два столбика
Дождь, луна, камыш, волк, Илья Муромец,
Байкал, книга, Шарик, человек, Волк, Виктор, Новый год, шарик, Сидоров, «Бородино».
Слайд 23
Задание
Прочитайте предложения и определите, какими членами в них являются существительные. Подчеркивания
выполняем в раздаточном материале.
группа
Донецк – столица Донбасса.
группа
Он отправился на Кавказ.
группа
Родители купили лодку с мотором.
Слайд 24
1) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речи, которая обозначает предмет в широком
смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?
2) Имена существительные являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.
3) В предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.
Слайд 25Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я, ____________, - имя существительное,
так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевлённое –неодушевлённое ), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________
Слайд 26Домашнее задание
§ 44, стр. 131 (определение существительного),
упражнение 249 (списать слова
и словосочетания, вставить пропущенные буквы, обозначив орфограммы, у существительных определить все морфологические признаки, как в классной работе).