Слайд 1
Текст.
Стили речи.
Типы речи
Слайд 2Обращаться с языком
кое-как- значит и
мыслить кое-как:
неточно, приблизи-
тельно, неверно
А.Н.Толстой
Слайд 3Текст-
ряд тематически объединенных предложений, выражающих относительно законченное сообщение
Слайд 4Текст-
высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по
смыслу и расположенных в определенной последовательности
Слайд 5Текст
Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.
Текст может состоять и из одного
слова.
Слайд 6
Текст- от лат.textus-
сплетение,
соединение, ткань
Слайд 7Основные признаки текста:
связность, единство, целостность, завершенность, выраженность(всегда выражен в
устной или письменной форме),ограниченность(имеет четкие границы),упорядоченность, членимость, содержание соотносится с темой
Слайд 8Стили речи
Книжные стили:
Разговорный
1)научный
2)публицистический
3)официально-деловой
4)язык художественной литературы
Слайд 9Разговорный:
функция: общение
сфера применения: неофициальная обстановка, диалоги, дружеские послания, письма, беседы
и т.д.
задачи речи: обмен мнениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми
характеристика высказывания: непринужденность, эмоциональность, оценочный характер речи
Слайд 10
языковые средства:
эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной
оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов- обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсия и пр.
Слайд 11НАУЧНЫЙ СТИЛЬ:
функция: изложение научной информации
сфера применения: учебники, лекции, книги, доклады, статьи
и пр.
задача: сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них
характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности
Слайд 12
языковые средства:
книжная и спец. лексика, научные термины; слова категории
состояния; глагольные формы мн. Числа: деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые осложненные предложения и пр.
Слайд 13Официально-деловой:
Функция: точная передача деловой
функция: точная передача деловой
информации
сфера применения: деловые
бумаги(объявления, заявления, отчеты, справки, расписки, договоры, пр.)
задачи речи: сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение
характеристика высказывания: строгость, точность, официальность, бесстрастность
Слайд 14
языковые средства:
использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов,
преобладание существительного над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами и пр.
Слайд 15Публицистический:
функция:
воздействие, агитация и пропаганда
сфера применения: выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и
пр. на общественно-политические темы(газеты, журналы, радио и пр.)
задачи: передача информации об актуальных вопросах современной жизни
характеристика высказывания: призывность, лаконичность, страстность
Слайд 16
Функция: изложение научной информации
языковые средства: использование лексики разных пластов; общественно-
политическая лексика; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно- выразительные средства языка(эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), риторические вопросы, обращения, синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, пр.
Слайд 17Стиль художественной литературы:
функция: художественное воздействие
сфера применения: художественные произведения
задачи речи: воздействие путем
словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.
характеристика высказывания: образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи
Слайд 18
языковые средства:
сочетание языковых средств разных стилей; широкое
использование изобразительно- выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т.д.
Слайд 19Типы речи:
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 20Повествование
-Что происходит с человеком, предметом?
-О событиях и действиях
-Вступление, завязка, развитие действия,
кульминация. развязка
-Использование слов, подчеркивающих последовательность действий(сначала, потом, затем, после этого…)
-На какой вопрос дается ответ в тексте?
-О чем говорится в тексте?
-Строение текста
-Языковые особенности
Слайд 21Описание
-На какой вопрос дается ответ в тексте?
-О чем говорится в тексте?
-Строение
текста
-Языковые особенности
Каков предмет, человек?
-О признаках предмета, человека
и т. д.
-Общее впечатление (общий признак0 и отдельные признаки предмета, человека и т. д.. Возможен вывод
-Использование прилагательных, помогающих тонко и объективно «нарисовать» предмет, лицо
Слайд 22Рассуждение
-На какой вопрос дается ответ в тексте?
-О чем говорится в тексте?
-Строение
текста
-Языковые особенности
-Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе?
-О причинах и следствиях какого- либо явления,с обытия
-Строение текста:
Тезис
Аргументы
Выводы
-Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств(во- первых, итак…)
Слайд 23
этимология
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами
собой
Гораций, др.римский поэт