Слайд 1Словосочетания
Урок-путешествие “Словосочетательное кольцо” по станциям.
Слайд 2Девиз урока:
«Язык неистощим в соединении слов»
А.С.Пушкин
Слайд 3“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая”.
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 4“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая”
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 5Станция “Теоретическая”
Задание: допишите предложения.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой
грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают________ и _______.
___________- такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Три вида подчинительной связи - _______,______ и ______
Слайд 6Проверь себя!
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой
грамматически и по смыслу.
В словосочетании различаются главная часть и зависимая.
От главного слова к зависимому ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают именные и глагольные.
Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Три вида подчинительной связи – согласование, управление и примыкание.
Оцени себя!
Слайд 7“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая”.
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 8Станция “Схематическая”
Темница, царевна, там, в,
тужит, волк, а, служит,
бурый, ей,
верно.
Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Запишите отрывок в правильной форме.
Слайд 9В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
(из поэмы
«Руслан и Людмила»)
- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
Слайд 10Словарная работа
Выясним значение слов:
Темница-…
Царевна-…
Тужит-…
Слайд 11Толковый словарь С.И. Ожегова
Темница- древнерусское, от слова «тьма», отсюда заимств. –
тюрьма
Царевна- дочь царя
Тужит- горевать, тосковать, печалиться. Живет не тужит( о том, кто хорошо живет)
Слайд 12Схема разбора словосочетаний
х
Тужит в темнице (где?)
х
Тужит там(где?)
х
Бурый волк(какой?)
х
Служит ей (кому?)
Слайд 13Проверь себя!
Выполни схематический разбор словосочетаний:
- сухая погода;
- стебли травы;
- наша земля;
-
помогать родителям;
- кататься на лыжах.
Оцени себя!
Слайд 14“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 15Станция “Практическая”
Образуй с данными словами словосочетания со связью управление:
Радовать … (кого?
что?)
Интерес … ( к кому? К чему?)
Удивлен … (чем?)
Управление – это такой вид подчинительной связи , при котором зависимое слово ставится в определенном падеже,
числе и роде
Слайд 16Звездочёт
Электронная физминутка для глаз
Слайд 18Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Слайд 24“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая”.
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 25Станция “Игровая”
Игра “Фантазеры”.
Работа выполняется в группах.
Слайд 26 «Фантазеры»
Условия игры:
к данным рисункам подберите соответствующие словосочетания. Запишите их в тетрадях.
Побеждает та группа, которая больше составит словосочетаний.
Слайд 271 рисунок для 1 ряда
2 рисунок для 2 ряда
Слайд 28“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая”.
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 29Станция “Конструкторская"
1 задание: перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
Б_регите наш
язык, наш пр_красный русский язык – это кла_, это достояние, переданное нам нашими пре_шественниками! Обращайтесь п_чтительно с этим м_гущественным оруд_ем; в руках умелых оно в состоянии совершать ч_деса.
И.С.Тургенев
2 задание: выпишите выделенные слова из предложения и определите вид подчинительной связи .
Слайд 30Проверь себя!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С.Тургенев
Поставь себе оценку на листе самооценки.
Слайд 31“Словосочетательное кольцо”
Станция “Теоретическая”.
Станция “Схематическая”
Станция “Практическая”
Станция “Игровая”
Станция “Конструкторская”
Станция “Итоговая”
Слайд 32Станция “Итоговая”
- Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “словосочетательном кольце” нами
исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 5 словосочетаний, характеризующих наше путешествие.
Слайд 33Домашнее задание
На выбор:
приготовить словарный диктант словосочетаний по типу связи управление, согласование;
выполнить
упражнение 278 на странице 99.