Слайд 1Урок на тему
«Наречие как самостоятельная часть речи»
7 «Г» класс
Автор урока
– учитель русского языка и литературы
Керимкулова Чолпан Чапаевна
Слайд 2Психологический настрой
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч
сердец.
Лишь знанье – ключ от всех проблем.
Знания получать мы хотим.
Знания показать мы спешим.
Слайд 3Зашифрованное письмо – логическая задача
Палка помянет тир музыка железо ствол
увлеченный хор любовь дерево красивый, полки беда родина наступивший хрупко факел ширь нацизм, победа свет ярость священный атака охраняет оставшихся народ шаг ура станок!
Слайд 4Логическая задача - решение
ПАМЯТИ МУЖЕСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ПОБЕДИВШИХ ФАШИЗМ, ПОСВЯЩАЕТСЯ НАШ УРОК!
Слайд 5Выборочный диктант.
.
- Из какого произведения данный отрывок? Как определили вы?
1) Выписать
из данного текста слова, отвечающие на вопросы – КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? ГДЕ? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? КУДА?
2) Определить от какой части речи задается вопрос к этим словам, определить каким членом предложения они являются, выписать эти словосочетания и определить главное слово
Слайд 6Текст выборочного диктанта
Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я
надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так , одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.
Слайд 7Б) Исследуй и сделай вывод.
Охарактеризуйте слова по следующим вопросам
1. На
какой вопрос отвечает?
2. Какие морфологические признаки присущи данному слову?
3. Каким членом предложения является данное слово в предложении?
Слайд 8Образец ответа:
Солнце светило горячо, как в мае
1.Слово ГОРЯЧО – обозначает признак
предмета, в данном случае СОЛНЦЕ СВЕТИЛО /КАК?/ ГОРЯЧО.
2. отвечает на вопрос – КАК?
3. вопрос задается от слова светило (КАК?) горячо, слово не изменяется по падежам, по родам, числам
4. является обстоятельством
Слайд 9Вывод:
Наречие – часть речи, обозначает признак действия /если употребляется с глаголом
или деепричастием – светило горячо/;
признак предмета /если употребляется с существительным – дом напротив/;
признак другого признака /если употребляется с прилагательным, причастием, наречием – очень грустно/;
не изменяется: не склоняется, не спрягается;
отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?
Слайд 10« А вы знаете?»
- А вы никогда не думали, почему у
наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? Давайте посмотрим, что интересного пишут об этом.
Корень –РЕЧЬ- был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как ИЗРЕЧЕНИЕ, РЕЧИСТЫЙ, НАРЕЧИЕ (ТОВОР), НАРЕКАТЬ и другие.
Если буквально перевести на современный язык это слово НАРЕЧИЕ, то получится «НАГЛАГОЛИЕ». А в латинском языке называется «приглаголие». Так называется, потому что постоянно наречие употребляется с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придает точность ему.
Слайд 11Вывод
Главная особенность – неизменяемость.
Не изменяется, не склоняется, не имеет
окончания.
В предложении является обстоятельством.
Слайд 12Творческое задание «Назови наречие»
Ёще когда мы в молчании курили, я, украдкой
рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки – все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки были изъедены молью, их не коснулась женская рука…
1. Как автор рассматривал отца и сынишку? / украдкой/
2. мальчик был одет как? / просто и добротно/
3. отец выглядел как? / иначе/
4. ватник был заштопан как? / небрежно и грубо/
Слайд 13Продолжите предложения, используя наречия:
Относись к прошлому (как?)...
К учёбе относись (как?)...
Воспитанный
человек должен относиться к окружающим (как?)…
Помни о ветеранах войны ….
Слайд 14Б) Лишнее слово
Поздно, вправо, вчера, утром.
Вскачь, наотмашь, замуж, настежь.
Нелегко,
недалеко,нелепо,невысоко.
Слайд 15 Рефлексия – ящик вопросов
Напишите на стикерах
- что осталось непонятным?
- комплимент
себе
- комплимент другу.
Слайд 16Домашнее задание
Параграф 28 – выучить определения и выводы
Выполнить упражнение - 170
Слайд 17
Лист самооценки _____________________________________________ дата урока -
Фамилия, имя ученика