Презентация, доклад по русскому языку на тему Имя прилагательное (5 класс)

Содержание

Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Слайд 1

Физкультминутка
Физкультминутка

Слайд 2Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Слайд 3- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро солнцу и птицам!

Слайд 4- Доброе утро улыбчивым лицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

Слайд 5И каждый становится добрым, доверчивым,  и доброе утро длится до вечера!

И каждый становится добрым, доверчивым,  и доброе утро длится до вечера!

Слайд 6Подари себе комплимент. Какая (какой) я?
благодарная
вежливая
весёлая
гостеприимная
добрая 
душевная



красивая
ласковая
обаятельная
озорная
остроумная
отзывчивая


Подари себе комплимент. Какая (какой) я? благодарнаявежливаявесёлаягостеприимнаядобрая душевная красиваяласковаяобаятельнаяозорнаяостроумнаяотзывчивая

Слайд 7Подарите комплимент соседу (соседке) по парте
весёлый
добрый
заботливый
красивый
отзывчивый

симпатичный
скромный
улыбчивый
умный
честный


Подарите комплимент соседу (соседке) по партевесёлыйдобрыйзаботливыйкрасивыйотзывчивыйсимпатичныйскромныйулыбчивыйумныйчестный

Слайд 8Проверяем домашнее задание (вспомним, узнаем, научимся)
-Кто желает прочитать сочинение о маме,

тёте, бабушке?
-Назовите слова, благодаря которым характеристика мамы стала более точной.
-ласковая, красивая, заботливая, трудолюбивая, приветливая, милая…
- К какой части речи относятся эти слова?
имена прилагательные
-Назовите тему урока.
«Имя прилагательное как часть речи»

Проверяем домашнее задание (вспомним, узнаем, научимся)-Кто желает прочитать сочинение о маме, тёте, бабушке? -Назовите слова, благодаря которым

Слайд 9Проверяем домашнее задание (вспомним, узнаем, научимся)
-Маме приятно слышать от вас определения-прилагательные: милая,

нежная, красивая?
- Нужны ли нам в жизни определения-прилагательные? Для чего?

Проверяем домашнее задание (вспомним, узнаем, научимся)-Маме приятно слышать от вас определения-прилагательные: милая, нежная, красивая?- Нужны ли нам

Слайд 10Союзы
и, да, а, но, да, зато, что, если, будто
Частицы
бы, пусть, не,

ни, то, ли, ишь, именно, только, вот

Предлоги в, на, под ,о, об, из, до, с, на, за, из-за, вследствие, в течение,
в отличие от, в виде…



Междометия
(выражают чувства)
ух, ох, ах, ура


Звукоподражательные
гав- гав, га- га- га
(воспроизводят различные звуки)


Кто? Что?
человек
врач
ночь
шоссе туча,

Какой? Чей? Каков?
яркий
птичий
красив

Сколько?
Какой?
пять (5)
пятый

Кто? Что?
Какой?
Чей?
Сколько?
я, ты, он, мы, вы, себя, мой,

Что делать? Что сделать?

жить
сберечь

Какой?
(это тот, который что делает?)

Читающийнаписано

Что делая? Что сделав?

играя, съездив


Где?
Куда?
Когда?
Откуда?
Почему?
Зачем?
Как?
везде хорошо, лучше

Служебные части речи

Самостоятельные части речи

Именные

Глагольные

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимения



Глагол

Причастие

Деепричастие

наречие

Союзыи, да, а, но, да, зато, что, если, будтоЧастицыбы, пусть, не, ни, то, ли, ишь, именно, только,

Слайд 11Имя прилагательное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Слайд 12 Орфографическая работа Найдите ошибки!
тирпиливая, ласковая, заботливая, дабрадушная,

Орфографическая работа Найдите ошибки!   тирпиливая,  ласковая,  заботливая,  дабрадушная,

Слайд 13 Орфографическая работа Найдите ошибку!
терпеливая, добродушная

Орфографическая работа Найдите ошибку!   терпеливая,   добродушная

Слайд 14(Первичное закрепление) -С какой частью речи согласуются прилагательные? 1.-Как можно определитьчисло прилагательного?. 2.-род

прилагательного? 3.- падеж прилагательного? 4.-Что помогло вам определить морфологические признаки имени прилагательного (род, число, падеж? 5.-Как изменяются имена прилагательные?

добрый друг (ед.ч., м.р., И.п.)
добрая хозяйка (ед.ч., ж.р., И.п.)
доброе сердце (ед.ч. ср.р., И.п.)
добрыми руками (мн.ч., ж.р. Т.п)
добрыми друзьями(мн.ч.,м.р.,Т.п.)


(Первичное закрепление) -С какой частью речи согласуются прилагательные? 1.-Как можно определитьчисло прилагательного?. 2.-род прилагательного? 3.- падеж

Слайд 15Имя прилагательное как часть речи.
1. -Что обозначает имя прилагательным?
(обозначает

признак предмета)
-Как отличать имя прилагательное от других частей речи?
2. -На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
(Какой? Чей?)
3. -С какой частью речи согласуются прилагательные?
(прилагательные согласуются с именами существительными)
4. -Как изменяются прилагательные?
(по родам, числам и падежам)



Имя  прилагательное как часть речи.1. -Что обозначает имя прилагательным? (обозначает признак предмета)-Как отличать имя прилагательное от

Слайд 16Какой? Чей?

Какой? Чей?

Слайд 17Физкультминутка: ладонь
« Ладонь,ладонь; ребро, ребро, кулак, кулак, ладонь»

Физкультминутка: ладонь  « Ладонь,ладонь; ребро, ребро, кулак, кулак, ладонь»

Слайд 18§101, с.81

§101, с.81

Слайд 19 Упр.565.(устно). Что нужно сделать, чтобы определить род, число, падеж прилагательного? (вспомним,

узнаем, научимся)

И.п. Кто? Что?
Р.п. Кого? Чего?
Д.п. Кому? Чему?
В.п. Кого? Что?
Т.п. Кем? Чем?
П.п. О ком? О чём?
Шляпка гриба, покрытая тёмно-коричневой кожицей (ж.р., ед.ч.тв. п. )

Упр.565.(устно). Что нужно сделать, чтобы определить род, число, падеж прилагательного?  (вспомним, узнаем, научимся) И.п. Кто?

Слайд 20 Упр. 566. (работа в группах)
1.Определите падеж имён существительных и

прилагательных.
2.Какие прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

2.о птичьих голосах,
на птичьих головках,
соловьиная трель,
у соловьиного гнезда,
в сорочьем гнезде,
сорочий стрёкот

Упр. 566. (работа в группах)1.Определите падеж имён существительных и прилагательных.2.Какие прилагательные отвечают на вопросы чей?

Слайд 21Упр.566. В каких словосочетаниях прилагательное употреблено в переносном значении?
серым утром
серым днём
чёрную

весть



по шёлковым пёрышкам
-Каково значение прилагательных в речи?

Упр.566. В каких словосочетаниях прилагательное употреблено  в переносном значении?серым утромсерым днёмчёрную вестьпо шёлковым пёрышкам-Каково значение прилагательных

Слайд 22Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 23 Упр.567. Какой художественный приём использован

в описании берёзки?

приём олицетворения
грустную
нарядную
родную
ненаглядную



Упр.567. Какой художественный приём использован в описании берёзки?приём олицетворениягрустнуюнаряднуюроднуюненаглядную

Слайд 24Упр.568. Каковы ваши звуковые впечатления от падения дерева?
Какой художественный

приём использован в описании падения дерева?
Звукопись : чередование сонорного Р , шипящих и свистящих звуков: затрещит, зашумит вершиной; с нарастающей быстротой и шумом; шуму ветра; рухнет.

Упр.568. Каковы ваши звуковые впечатления от падения дерева?  Какой художественный приём использован в описании падения дерева?

Слайд 25В несколько минут гибнет берёза от пустой прихоти человека.
Подберите синонимы

к слову «сотрясение»
(дрожание, колебание)
Какова основная мысль текста? Цель текста? Для чего автор написал этот текст?
(С целью предостеречь человека, который губит живое «по пустой прихоти», предостеречь от бездумного отношения к природе.)



Как вы понимаете это предложение?
Выразите своё отношение к поставленной проблеме.

В несколько минут гибнет берёза от пустой прихоти человека. Подберите синонимы к  слову «сотрясение»(дрожание, колебание)

Слайд 27Берегите, люди, Луг, траву, цветы. Жить нельзя на свете Без этой красоты!

Берегите, люди, Луг, траву, цветы. Жить нельзя на свете Без этой красоты!

Слайд 39Упр .569.Какие люди вам нравятся?

Упр .569.Какие люди вам нравятся?

Слайд 40Занимательная лингвистика. Подберите как можно больше определений-прилагательных, характеризующих Жилина и Костылина –

героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Занимательная лингвистика. Подберите как можно больше определений-прилагательных, характеризующих Жилина и Костылина – героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский

Слайд 41Портретные характеристики героев.
Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот

с него так и льётся».
Жилин: «Невелик ростом, а удал был».

Костылин:
«Грузный» - тяжёлый
«Толстый » - полный
«Красный» - вспотевший
синонимы

Портретные характеристики героев.Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся».Жилин: «Невелик

Слайд 42Антитеза
Жилин –
активный, храбрый, ответственный, смелый, решительный, мужественный человек
Костылин –
пассивный,

безвольный, безответственный, нерешительный, слабый телом и духом человек.
АнтитезаЖилин – активный, храбрый, ответственный, смелый, решительный, мужественный человекКостылин – пассивный, безвольный, безответственный, нерешительный, слабый телом и

Слайд 43Каким должен быть человек?

Каким должен быть человек?

Слайд 44Подведение итогов -Какова роль прилагательных в речи?
В описании живой природы можно

использовать приём олицетворения, звукописи.
Подведение итогов -Какова роль прилагательных в речи?  В описании живой природы можно использовать приём олицетворения, звукописи.

Слайд 45 При помощи определений-прилагательных можно характеризовать человека (близкого нам человека,

героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилина и Костылина )…

Какова роль прилагательных в речи?

При помощи определений-прилагательных можно характеризовать человека (близкого нам человека, героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Слайд 46Домашнее задание 1. §101. 2.упр. 570.

Домашнее задание 1. §101. 2.упр. 570.

Слайд 48Спасибо!

Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть