Презентация, доклад по русскому языку на тему Основные правила морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные

Содержание

Цели урока:Активизировать знания учащихся по теме;Совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы;Показать связь морфемики и орфографии; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов.

Слайд 1Тема: «Основные правила морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и

аффиксальные. Основа слова. Основы производные непроизводные. Морфемный разбор слова» Класс: 10


Преподаватель: Вартабедьян В.Б.

Тема: «Основные правила морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные непроизводные.

Слайд 2Цели урока:

Активизировать знания учащихся по теме;
Совершенствовать умение определять способ образования слова,

выделять словообразовательные аффиксы;
Показать связь морфемики и орфографии; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов.

Цели урока:Активизировать знания учащихся по теме;Совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы;Показать связь морфемики и

Слайд 3Тест «Проверь себя»: фонетический анализ слова.
1. В каком слове произносится звук

[т].
а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть
3. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый
4. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься
г) проглоченная
5. В каком слове все согласные глухие?
а) всходы б) колесо в) поход г) редкий
Тест «Проверь себя»: фонетический анализ слова.1. В каком слове произносится звук [т].а) медь

Слайд 4Самопроверка
1. В каком слове произносится звук [т].
а) медь

б) отдых в) посадка г) надеяться
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть
3. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый
4. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная
5. В каком слове все согласные глухие?
а) всходы б) колесо в) поход г) редкий
Самопроверка1. В каком слове произносится звук [т].а) медь     б) отдых

Слайд 5Продолжение
6. В каком слове все согласные звонкие?
а) разгневанный б) лошадь

в) мягкость г) снег.
7. В каком слове произносится звук [п’]?
а) используется б) голубь в) продавец г) попадья
8. В каком слове произносится звук [с]?
а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться
9. В каком слове произносится звук [ф]?
а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект
10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
а) свекровь б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.
Продолжение6. В каком слове все согласные звонкие?а) разгневанный  б) лошадь  в) мягкость г) снег.7. В

Слайд 6Самопроверка
6. В каком слове все согласные звонкие?а) разгневанный б) лошадь

в) мягкость г) снег.
7. В каком слове произносится звук [п’]?
а) используется б) голубь в) продавец г) попадья
8. В каком слове произносится звук [с]?
а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться
9. В каком слове произносится звук [ф]?
а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект
10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
а) свекровь б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.
Самопроверка6. В каком слове все согласные звонкие?а) разгневанный  б) лошадь  в) мягкость   г)

Слайд 7Вы, конечно, знаете, что существование живого организма конечно, но жизнь бесконечна.

(В каком слове произносится /шн/?
Вы, конечно, знаете, что существование живого организма конечно, но жизнь бесконечна. (В каком слове произносится /шн/?

Слайд 8 При словообразовании аффиксы присоединяются в определенной последовательности к корню,

который является смысловым ядром, носителем лексического значения слова.
Корень – обязательная часть слова, его структурно и семантически организующий центр. На основе общности корней образуются гнезда родственных слов. В художественной речи родственные слова способны охарактеризовать изображаемое явление с различных сторон и выделить в нем разнообразные свойства и признаки. Родственные слова выступают также как одно из средств связи частей текста, они обусловливают его смысловую цельность, а аффиксальные морфемы, которыми они различаются, усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.
При словообразовании аффиксы присоединяются в определенной последовательности к корню, который является смысловым ядром, носителем лексического

Слайд 9Повторение темы «Морфемика»
- Что изучает морфемика?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы

входят в основу корня
- В чем отличие окончания от остальных морфем?
- Все ли самостоятельные части речи имеют окончания?
- Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
Повторение темы «Морфемика»- Что изучает морфемика?- Что такое морфема?- Какие морфемы входят в основу корня- В чем

Слайд 10Примерный план морфемного анализа слова
Поставить слово в начальную форму.
Определить часть речи.
Выделить

окончание, если есть, путем подбора форм слова.
Выделить суффикс (суффиксы).
Выделить основу слова
Выделить приставку.
Определить корень (корни) слова, подобрав однокоренные слова.

Примерный план морфемного анализа словаПоставить слово в начальную форму.Определить часть речи.Выделить окончание, если есть, путем подбора форм

Слайд 11Выделите слово, образованное отличным от других способом образования:

набивщик,
наклейщик,
натурщик,


настройщик.

Выделите слово, образованное отличным от других способом образования: набивщик, наклейщик, натурщик, настройщик.

Слайд 12набивщик,
наклейщик,
натурщик,
настройщик

набивщик, наклейщик, натурщик, настройщик

Слайд 13Выполните морфемный анализ слов в предложении.


А ларчик просто открывался

Выполните морфемный анализ слов в предложении.А ларчик просто открывался

Слайд 14Тест
1.В каком слове нет суффикса –к–?
1)стройка

2)доска
3)ирландка 4)ушко
2. В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький»
1)ключик 2)плотник
3)вареник 4)зяблик
3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания
1)недобрый 2)по-матросски
3)заречный 4)посмотрю
Тест 1.В каком слове нет суффикса –к–?1)стройка     2)доска   3)ирландка

Слайд 15Самопроверка
1.В каком слове нет суффикса –к–?
1)стройка

2)доска(дощечка) 3)ирландка 4)ушко
В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький
1)ключик 2)плотник
3)вареник 4)зяблик
3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания
1)недобрый 2)по-матросски 3)заречный 4)посмотрю
Самопроверка 1.В каком слове нет суффикса –к–?1)стройка     2)доска(дощечка)    3)ирландка

Слайд 16

Домашнее задание: упражнения №66, №70

Домашнее задание: упражнения №66, №70

Слайд 17Спасибо!

Молодцы!

Удачи!

Спасибо! Молодцы! Удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть