Презентация, доклад по русскому языку на тему Стилистические фигуры речи

Содержание

ГрадацияГрадация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.

Слайд 1Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи

Слайд 2Градация
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при

котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
ГрадацияГрадация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе

Слайд 3Градация
Но чернеют пламенные дали —
 Не уйти, не

встать и не вздохнуть.
(А.Блок)
Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах.
(А.Белый)

Градация  Но чернеют пламенные дали —   Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Слайд 4Градация
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

(Грибоедов)
И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (Пушкин)
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет. (Боратынский)
ГрадацияВ деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Слайд 5Антитеза
Антите́за (от греч. antithesis – противоположение) -композиционный приём противопоставления образов, сюжетных ситуаций,

стилей, тем в рамках целого произведения, слов или словесных конструкций со значением антонимов.


АнтитезаАнтите́за (от греч. antithesis – противоположение) -композиционный приём противопоставления образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения,

Слайд 6Антитеза
Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
(А. А. Дельвиг «Переводчику Вергилия»)

АнтитезаТы переводчик – я читатель, Ты усыпитель – я зеватель. (А. А. Дельвиг «Переводчику Вергилия»)

Слайд 7Антитеза
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь

различны меж собой.
Пушкин А.С.
Я — раб, я — царь; я — червь, я — бог.
Державин Г. Р.
Сегодня — трезво торжествую, завтра — плачу и пою.
Блок А. А.

АнтитезаОни сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Слайд 8Парцелляция
Парцелляция (восходит к франц. parcelle от лат. particula — частица) -

такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

ПарцелляцияПарцелляция (восходит к франц. parcelle от лат. particula — частица) - такое членение предложения, при котором содержание

Слайд 9Парцелляция
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский).

У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров).
Флёров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький).
Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина).
ПарцелляцияС девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая

Слайд 10Парцелляция
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей

длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.
О.Мандельштам
ПарцелляцияБессонница. Гомер. Тугие паруса.  Я список кораблей прочел до середины:  Сей длинный выводок, сей поезд

Слайд 11Бессоюзие
Бессоюзие – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются

союзы, что придает описываемому  событию  стремительность . Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.Пушкин)
БессоюзиеБессоюзие – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются союзы, что придает описываемому  событию  стремительность

Слайд 12Многосоюзие
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что

ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали, а потому замедляет художественную речь – И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» (И.Бунин)
МногосоюзиеМногосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали,

Слайд 13Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм. одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или

отрезков речи.
Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака,-
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
(Островой)
Синтаксический параллелизмСинтаксический параллелизм. одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи.Когда идешь по снежным гребням

Слайд 14Анафора
Ана́фора (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) - стилистическая фигура; скрепление

речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.


АнафораАна́фора (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) - стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с

Слайд 15Анафора
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь,

леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак «Определение поэзии»)

АнафораЭто – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это –

Слайд 16Эпифора
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.А.Блок)
Эпифора Милый друг, и в этом тихом доме  Лихорадка бьет меня.  Не найти мне места

Слайд 17Инверсия
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника,

привычного к опасностям с детства. (Коптяева)
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Неверов)
ИнверсияОпасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (Коптяева)

Слайд 18Оксюморон
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг

другу, в результате которого возникает новое смысловое качество.
ОксюморонОксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, в результате которого возникает новое

Слайд 19Оксюморон
горькая радость
честный вор
бесчувственная эмоциональность
долгий миг
убогая роскошь
звонкая тишина

Оксюморонгорькая радостьчестный ворбесчувственная эмоциональностьдолгий мигубогая роскошьзвонкая тишина

Слайд 20Риторический вопрос
Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме

вопроса, на который не ожидается ответа.
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус)
Риторический вопросРиторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.Простят

Слайд 21Риторическое обращение
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание

адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, тем самым усиливается выразительность.
Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин)
Риторическое обращениеРиторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, тем

Слайд 22Умолчание
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до

конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным.

УмолчаниеУмолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или

Слайд 23Эллипсис
Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
Богаты мы, едва

из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом. (пропущено: вышли)
М.Ю.Лермонтов)
ЭллипсисЭллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.Богаты мы, едва из колыбели,   Ошибками отцов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть