Слайд 2Градация
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при
котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
Слайд 3Градация
Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не
встать и не вздохнуть.
(А.Блок)
Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах.
(А.Белый)
Слайд 4Градация
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
(Грибоедов)
И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (Пушкин)
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет. (Боратынский)
Слайд 5Антитеза
Антите́за (от греч. antithesis – противоположение) -композиционный приём противопоставления образов, сюжетных ситуаций,
стилей, тем в рамках целого произведения, слов или словесных конструкций со значением антонимов.
Слайд 6Антитеза
Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
(А. А. Дельвиг «Переводчику Вергилия»)
Слайд 7Антитеза
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь
различны меж собой.
Пушкин А.С.
Я — раб, я — царь; я — червь, я — бог.
Державин Г. Р.
Сегодня — трезво торжествую,
завтра — плачу и пою.
Блок А. А.
Слайд 8Парцелляция
Парцелляция (восходит к франц. parcelle от лат. particula — частица) -
такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Слайд 9Парцелляция
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский).
У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров).
Флёров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький).
Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина).
Слайд 10Парцелляция
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей
длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
О.Мандельштам
Слайд 11Бессоюзие
Бессоюзие – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются
союзы, что придает описываемому событию стремительность .
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.Пушкин)
Слайд 12Многосоюзие
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что
ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали, а потому замедляет художественную речь –
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.Бунин)
Слайд 13Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм. одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или
отрезков речи.
Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака,-
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
(Островой)
Слайд 14Анафора
Ана́фора (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) - стилистическая фигура; скрепление
речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Слайд 15Анафора
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь,
леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак «Определение поэзии»)
Слайд 16Эпифора
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.А.Блок)
Слайд 17Инверсия
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника,
привычного к опасностям с детства. (Коптяева)
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Неверов)
Слайд 18Оксюморон
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг
другу, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Слайд 19Оксюморон
горькая радость
честный вор
бесчувственная эмоциональность
долгий миг
убогая роскошь
звонкая тишина
Слайд 20Риторический вопрос
Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме
вопроса, на который не ожидается ответа.
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус)
Слайд 21Риторическое обращение
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание
адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, тем самым усиливается выразительность.
Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин)
Слайд 22Умолчание
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до
конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным.
Слайд 23Эллипсис
Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
Богаты мы, едва
из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом. (пропущено: вышли)
М.Ю.Лермонтов)