Слайд 1Урок русского языка в 9А классе
Учитель русского языка и литературы КГУ
ОСШ №27 г.Караганды
Майшекина Нургуль Женисовна
Тире в бессоюзном сложном предложении
Слайд 2 Цели урока:
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Развитие речи,
познаватель-
ного
интереса
учащихся;
Воспитывать
интерес к
предмету; воспитывать творческие
способности учащихся.
Познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение конструировать бессоюзные сложные предложения и правильно ставить знаки препинания в них;
Слайд 3«Мозговой штурм»
Какие предложения называются сложными?
Какие виды бывают СП?
Какие средства связи
в союзных СП?
На какие виды делятся союзные СП?
Какие средства связи в БСП?
Какие бывают виды подчинения в СПП с несколькими придаточными?
Слайд 4Работа с текстом "Сложные предложения"
Инсерт – это маркировка текста значками по
мере его чтения:
٧ – уже знал
+ – новое
- – думал иначе
? – не понял, есть вопросы
Слайд 5Составление кластера
ССП
СПП
БСП
Слайд 61. Лето припасает, а зима поедает.
2. Птицы прилетели , поэтому
лес ожил. Солнце дымное встает, значит будет день горячий.
3. Когда настанет утро, двинемся в путь. Если будешь книги читать, будешь всё знать.
Слайд 7 Тире в бессоюзном сложном предложении:
1.
[ ] - [противопоставление].
Лето припасает – зима поедает.
2. [ -] [ вывод, следствие].
Птицы прилетели - лес ожил. Солнце дымное встает - будет день горячий.
3. [условие, время] - [ ].
Настанет утро - двинемся в путь. Будешь книги читать- будешь всё знать.
Слайд 8
Задания к тексту «О трех золотых куклах”. :
1.Прочитайте текст. Найдите СП,
определите вид, объясните постановку знаков препинаний в тексте.
2. Сделайте вывод, когда ставится тире в БСП.
Слайд 9
Работа с текстом «О трех золотых куклах”.
Один властитель послал соседу
султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец. Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Скажешь слово – добавят десять. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
Слайд 111. Кончил дело гуляй смело.
2. За селом синел далекий лес рожь
качалась колос созревал.
3. Желтые листья роняет осень красные листья летят по лесам.
4. Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку.
5. Поедем домой будет холодно.
6.В поле потемнело надвигалась гроза.
7. Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
8. Мы очень зябли ночи были уже холодные.
9. Солнце дымное встает будет день горячий.
10.День становился все более ясным облака уходили ветром.
Слайд 121. Кончил дело – гуляй смело.
2. За селом синел далекий лес,
рожь качалась, колос созревал.
3.Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
4.Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
5. Поедем домой: будет холодно.
6. В поле потемнело: надвигалась гроза.
7. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
8.Мы очень зябли : ночи были уже холодные.
9.Солнце дымное встает – будет день горячий.
10День становился все более ясным, облака уходили, ветром.
Слайд 14Эссе «Для чего используют в текстах БСП?»
Слайд 15Рефлексия
“Плюс –минус-интересно”
Слайд 16Домашнее задание
Упражнение 274 стр.208