Презентация, доклад по русскому языку на тему Прямое и переносное значение слова (5 класс)

5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1)По словам Кати репетиция праздничного концерта прошла успешно.2)Кто тебе помог нарисовать такие красочные плакаты Катя?3) Катя отвечает за оформление сцены

Слайд 1Прямое и переносное значение слова
©Учитель русского языка и литературы
МКОУ

Новлянской ООШ Е.И.Лебедева

Электронное приложение
к уроку русского языка в 5 классе

Прямое и переносное значение слова ©Учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской ООШ Е.И.ЛебедеваЭлектронное приложение к уроку

Слайд 25.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые

знаки препинания. Составьте схему предложения.
1)По словам Кати репетиция праздничного концерта прошла успешно.
2)Кто тебе помог нарисовать такие красочные плакаты Катя?
3) Катя отвечает за оформление сцены напомнила Наталья Петровна
4) Катя сказала что сцена будет украшена шарами и плакатами.

«Катя отвечает за оформление сцены», - напомнила Наталья Петровна.

«П», - а.

Готовимся к ВПР

5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1)По

Слайд 36.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений

не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Алёша с ранних лет увлекается рыбной ловлей.
2) Мальчик снял рубашку и положил в неё рыбу.
3) Он поймал одну щуку и десять небольших карасей.
4) Удобнее Алёша ловить рыбу с лодки удочкой.

Удобнее, Алёша, ловить рыбу с лодки удочкой

В предложении есть обращение.

6.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании

Слайд 47.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений

не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Тропинка петляет среди деревьев и поднимается на пригорки.
2) Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
3) Ночь уже ложится на горы и туман бродит по ущельям.
4) Густые тучи скрывают небо и почти нависают над нашими головами.

Ночь уже ложится на горы, и туман бродит по ущельям.

Это сложное предложение

7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании

Слайд 5Терминологический диктант
1.Наука, изучающая словарный состав языка называется…..
2.Словарный состав языка –

это…
3.То, что обозначает слово, называется….
4.Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…
5.Слово, имеющее два и более значений, называется…..
6.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

лексикология

лексика

лексическое значение

однозначное

многозначное

толковый словарь

Терминологический диктант 1.Наука, изучающая словарный состав языка называется…..2.Словарный состав языка – это…3.То, что обозначает слово, называется….4.Слово, имеющее

Слайд 6Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И

в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! –
И тащит одеяло.

О какой теплоте говорила мать дочери?

Какие значения имеет слово теплота?

Прямое и переносное значение слова

Мне не хватает теплоты, -Она сказала дочке.Дочь удивилась: - Мерзнешь тыИ в летние денечки? Ты не поймешь,

Слайд 7Укажите, в каких выделенных словах прямое значение, а в каких переносное
Ледяная

глыба – ледяной взгляд

Море пшеницы – голубое море

Копирует чертеж – копирует походку

Метафора – это употребление слов в переносном значении; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

Олицетворение - перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления
(ветер гуляет).

Укажите, в каких выделенных словах прямое значение, а в каких переносноеЛедяная глыба – ледяной взглядМоре пшеницы –

Слайд 8Найдите олицетворения в тексте

Найдите олицетворения в тексте

Слайд 9Выпишите словосочетания в два столбика: с прямым значением и с переносным

значением

Тяжелый чемодан, серебро волос, твердый грунт, свежий хлеб, золотая пшеница, плести венок, железный характер, стеклянный графин, мягкая походка.

Тяжелый чемодан
Твердый грунт
Свежий хлеб
Плести венок
Стеклянный графин

Серебро волос
Золотая пшеница
Железный характер
Мягкая походка

Выпишите словосочетания в два столбика: с прямым значением и с переносным значениемТяжелый чемодан, серебро волос, твердый грунт,

Слайд 10Рефлексия
1.Что нового мы узнали на уроке?
2.Чему мы научились?
3.С какими трудностями

ты столкнулся?
4.Удалось ли эти трудности преодолеть?
Рефлексия 1.Что нового мы узнали на уроке?2.Чему мы научились?3.С какими трудностями ты столкнулся?4.Удалось ли эти трудности преодолеть?

Слайд 11В саду горит костер рябины красной но никого не может он

согреть.
Не обгорят рябиновые кисти от желтизны не пропадет трава.
Потемнели выси и глубины ветерок порывист и остер в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер.
Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

Какие изобразительные средства использованы
в этих предложениях?

В саду горит костер рябины красной но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти от желтизны

Слайд 121.Русский язык.5 класс: технологические карты уроков к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой, Л.А.Тростенцовой.

1 часть. Автор-составитель Г.В.Цветкова – Волгоград: Учитель, 2014

2.Сайт ВПРкласс 2.Сайт ВПРкласс https://vprklass.ru/vpr/vpr2019-5kl-ru-var-m0-1.pdf

Источники

3.Шаблон презентации: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МОУ – лицей №21 г. Иванова

1.Русский язык.5 класс: технологические карты уроков к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой, Л.А.Тростенцовой. 1 часть. Автор-составитель Г.В.Цветкова – Волгоград:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть