Презентация, доклад по русскому языку на тему Основные способы образования слов в русском языке

Содержание

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКАОсновные способы образования слов в русском языке

Слайд 1ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ СОСТАВЛЕНЫ ПАРЫ?
Солнце - солнышко
Блестеть – заблестеть
Оконный – подоконник
Кафе,

мороженое – кафе-мороженое
Выходить – выход
Столовая ложка – школьная столовая

Суффиксальный

Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение


Бессуффиксный

Переход из одной части речи в другую

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ СОСТАВЛЕНЫ ПАРЫ?Солнце - солнышкоБлестеть – заблестетьОконный – подоконникКафе, мороженое – кафе-мороженое Выходить – выходСтоловая

Слайд 2СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА

Основные способы образования слов в русском языке

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКАОсновные способы образования слов в русском языке

Слайд 3 СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
1.Приставочный.
2.Суффиксальный.
3.Бессуффиксный.
4.Приставочно-суффиксальный.
5.Сложение.

6.Переход одной части речи в другую.

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Бессуффиксный. 4.Приставочно-суффиксальный. 5.Сложение. 6.Переход одной части речи в другую.

Слайд 4В ЭТОМ ОТРЫВКЕ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. МАЯКОВСКОГО ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО, ПРИДУМАННОЕ САМИМ

ПОЭТОМ. НАЙДИТЕ ЕГО.

Цветы испавлинятся в каждом окошке.
Сделайте морфемный разбор. Можно ли с его помощью определить значение этого неизвестного слова?
Зачем Маяковский придумал этот неологизм?
Каким способом образовано слово?

В ЭТОМ ОТРЫВКЕ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. МАЯКОВСКОГО ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО, ПРИДУМАННОЕ САМИМ ПОЭТОМ. НАЙДИТЕ ЕГО.Цветы испавлинятся в каждом

Слайд 5ОБРАЗУЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Знак лицо


нога

С смысл



ведро


два

ОБРАЗУЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.Знак     лицо

Слайд 6КАКИМ СПОСОБОМ ОБРАЗОВАНЫ СЛОВА
Двузначный
Двуличный
Двуногий
Двусмысленный
Двухведёрный

КАКИМ СПОСОБОМ ОБРАЗОВАНЫ СЛОВАДвузначныйДвуличныйДвуногийДвусмысленныйДвухведёрный

Слайд 8СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО
Странник, сторона, страница, странствовать, страна, страх, посторониться, странный
Все ли

слова правильно оказались в гнезде? Являются ли они однокоренными?
Найдите пару слов, которые изначально обозначали одно и то же, но затем произошли расхождения в их лексическом значении.
Как называется процесс изменения сочетаний букв в корнях этих слов?
Одно из них исконно русское, другое – заимствованное. Определите языковую принадлежность.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДОСтранник, сторона, страница, странствовать, страна, страх, посторониться, странный Все ли слова правильно оказались в гнезде? Являются

Слайд 9В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ЭТИХ СЛОВ?
Сторона
Страна

Россия
Болгария

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ЭТИХ СЛОВ?СторонаСтранаРоссияБолгария

Слайд 10ОБРАЗУЙТЕ ОТ ГЛАГОЛОВ СЛОВА БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ
Бегать
Поджигать
Восходить

ОБРАЗУЙТЕ ОТ ГЛАГОЛОВ СЛОВА БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМБегатьПоджигатьВосходить

Слайд 111. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ ПРИСТАВОЧНЫМ СПОСОБОМ?
1) записать, разжечь;
2)

покусать, вкусный;
3) подвижный, подписка.

1. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ ПРИСТАВОЧНЫМ СПОСОБОМ?1) записать, разжечь;2) покусать, вкусный;3) подвижный, подписка.

Слайд 122. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ?
1) травяной, безрукавка;
2)

берёзовый, лесной;
3) домик, ошейник.

2. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ?1) травяной, безрукавка;2) берёзовый, лесной;3) домик, ошейник.

Слайд 133. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ?
1) вырастить, росточек;
2)

заплыв, опилки;
3) наездник, записка.
3. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ?1) вырастить, росточек;2) заплыв, опилки;3) наездник, записка.

Слайд 144. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ?
1) перерыв, ленточка;
2)

осиновый, заплыв;
3) переход, заход.

4. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ БЕССУФФИКСНЫМ СПОСОБОМ?1) перерыв, ленточка;2) осиновый, заплыв;3) переход, заход.

Слайд 155. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ?
1) бензовоз, плащ-палатка;
2)

ледокол, пароход;
3) самовар, столовая.

5. В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА ОБРАЗОВАНЫ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ?1) бензовоз, плащ-палатка;2) ледокол, пароход;3) самовар, столовая.

Слайд 16ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

Слайд 17 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §6, УПР.37 (ПИСЬМЕННО),40 (УСТНО)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  §6, УПР.37 (ПИСЬМЕННО),40 (УСТНО)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть