Слайд 1Эпистолярное творчество.
Письмо как искусство.
Урок развития речи в 5-6 классах
Смирнова Марина
Юрьевна
МОУ Шишково-Дубровская СОШ
Слайд 2Одно письмо
Э. Асадов
Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего
– то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…
Зажгись рябин веселые костры,
И все вокруг вишнево – золотое…
И больше нет ни нервов, не хандры,
А есть лишь сердце радостно – хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир,
Как много все же надо человеку!
Слайд 3Цель урока:
1. Познакомить учащихся со структурой и историей письма.
2.Научить отличать личное письмо от делового.
3. Развивать культуру речи.
4. Научить правильно писать письма.
Слайд 4Письмо – 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь; 2.
Умение писать; 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи; 4. Манера художественного изображения.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов.
Слайд 5 ЭПИСТОЛА – (греч.) устное письмо, послание;
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ – (греч.) свойственный письмам,
написанный в форме писем, состоящий из писем;
АДРЕСАТ – (нем.) получатель, лицо которому адресовано почтовое отправление, телеграмма;
АДРЕС –- (фр.) местожительство определенного лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.; обозначение местожительства и местонахождения на почтовом отправлении;
АДРЕСАНТ – (нем.) отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление;
ИНДЕКС – цифровое условное обозначение населенного пункта. (Первые 3 - область, город, другие – почтовые отделения)
Слайд 6Запомни!
Письмовник – в старину сборник образцов для составления писем.
Письмоводитель – (устарев.)
-Чиновник, занимающийся ведением канцелярских дел.
(«Толковый словарь
русского языка»
С.И. Ожегов и Н.Ю Шведова)
Слайд 8Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета
или пояса, сплетенные из таких шнуров.
Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
Слайд 9
Вот так выглядело узелковое письмо.
Слайд 12Письмо древних египтян
Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка
обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.
Слайд 13ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМА.
ИЕРОГЛИФЫ. (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
Китайские иероглифы возникли
из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились.
Рисунок стилизуется, упрощается.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами
Слайд 15Появление алфавита
Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми
пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.
Слайд 17Пергамент
НАРЯДУ С ПАПИРУСОМ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ПОЛУЧИЛ МАТЕРИАЛ, СДЕЛАННЫЙ ИЗ
ШКУР МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ : ТЕЛЯТ, КОЗ, ОВЕЦ, КРОЛИКОВ. В ДРЕВНЕМ ПЕРГАМЕ В III ВЕКЕ ДО Н.Э. (ГОСУДАРСТВЕ НА ПОЛУОСТРОВЕ МАЛАЯ АЗИЯ, СОВРЕМЕННАЯ СИРИЯ) И ПРИДУМАН ЭТОТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА. НАЗВАН ОН БЫЛ ПЕРГАМЕНТОМ, ПО НАИМЕНОВАНИЮ МЕСТА, ГДЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН. ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ БЫЛА СУЖДЕНА ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ.
Слайд 18 В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги
возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.
БЕРЕСТА
Слайд 20Бумага
Изобретатель бумаги
Цай Лунь
Слайд 22ПИСЬМО.
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
2. Умение писать.
3. Система
графических знаков для передачи, запечатления речи.
4. Манера художественного изображения.
(из словаря С.И.Ожегова)
Слайд 23Структура письма
1.Этикетная. Приветствие. (Надо установить контакт)
2. Основная часть. (Привлечь внимание. Рассказ
о своей жизни, какое-либо сообщение, вопросы к собеседнику)
3. Этикетная. Прощание.
4. P.S. (постскриптум)
Слайд 24АДРЕСАТ – получатель письма.
АДРЕСАНТ – отправитель письма.
ПОСТСКРИПТУМ –
приписка
к оконченному
и подписанному письму.
Словарная работа.
Слайд 25 Виды
писем.
Дружеское
Деловое
Поздравительное
Любовное
Визитная карточка
Письмо-просьба
Письмо-извинение
Благодарственное
Письмо-поддержка
Письмо-рекомендация
Интернет- сообщение
Слайд 26Привет, Валентинка.
Пишу тебе из дома 8 марта сего года.
Вот решила тебе написать несколько строк. У нас все как всегда. А как у вас? Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности «Золотой граммофон». В зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.
Ну, пока.
Вика.
Слайд 27Ответьте на вопросы.
Понравилось ли это письмо?
Соответствует ли оно требованиям для письма?
Какие
части отсутствуют?
Какие задачи не выполнены?
Какие замечания вы могли бы сделать этому адресанту?
Слайд 28Правила ЧАСТНОГО ПИСЬМА
1. Сроки ответа.
2. Формат письма.
3. Конверт.
4.
Адрес
5. Текст письма.
6. Дата.
7. Подпись.
8. Обращение к адресату.
9. Постскриптум(P.S.).
10. Главное содержание.
Слайд 29Стилевые особенности ЧАСТНОГО (ЛИЧНОГО) письма.
1. Большое количество вопросов.
2. Предполагаемые ответы.
3. Убедительность.
4.
Разговорная лексика.
5. Неполные предложения.
Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.
Слайд 31Подумаем и обобщим!
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какую полезную информацию
возьмёте для себя?
3. Почему люди хранят письма годами?
4. От кого с большой радостью хотели бы получить письмо? Почему?
Слайд 32ПИСЬМО
Госпожа Лингвистика. Он приведет вас
к новым открытиям, он ваш друг, наставник, советчик. Дорогие ребята! Этот клад – русский язык. Вам попал самый большой клад, каким только может владеть человек.
Слайд 33Письмо
Дорогие ребята!
Вам попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад – русский язык. Он приведет вас к новым открытиям, он ваш друг, наставник, советчик.
Госпожа Лингвистика.
Слайд 34Домашнее задание
Написать письмо (на выбор):
«Науки юношей питают…»
«Мой учитель»
Не забудьте о словах:
ЗДРАВСТВУЙ
(ТЕ)
ДО СВИДАНИЯ
Слайд 35СИНКВЕЙН
ПИСЬМО
ЗАГАДОЧНОЕ, ДОЛГОЖДАННОЕ
ПРИТЯГИВАЕТ, УДИВЛЯЕТ, ЛЕЧИТ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНА ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА
ИСКУССТВО.
Слайд 36Источники
Бетке Нина Александровна Открытый урок по теме "Как писать письма (особенности
эпистолярного жанра)"
Петрова Оксана Леонидовна Урок развития речи на тему "Письмо". 5-й класс
Семенова Елена Владимировна Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе "Особенности письма как эпистолярного жанра"
Топалова Светлана Ивановна Урок развития речи по русскому языку "Письмо – вид письменного общения“
http ://festival.1september.ru