Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфологический анализ: повторение частей речи; задания (по тексту) на различение частей речи (подготовка к ЕГЭ)

Содержание

Аналитический отчёт ФИПИ (2013 г.): «Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные. Значительную трудность представляет узнавание краткой формы прилагательного, форм

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Морфологический анализ:
-повторение частей речи;

-задания (по тексту) на различение частей речи

Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 26 г.Сургута
Павлевич Нелли Дмитриевна

Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуМорфологический анализ: -повторение частей речи;  -задания (по тексту) на различение частей

Слайд 2Аналитический отчёт ФИПИ (2013 г.): «Чаще всего неверно квалифицируются как части

речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные. Значительную трудность представляет узнавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения, местоимений того или иного разряда. Слабо усвоено такое важное для развития речевых умений понятие, как переходность глагола…»

Задание: укажите правильную морфологическую характеристику слова (указано) из предложения (указано) текста.

Аналитический отчёт ФИПИ (2013 г.): «Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова,

Слайд 3Вопросы: кто? что?
Постоянные признаки: Одушевленное — неодушевленное, собственное — нарицательное, род,

склонение

Имя существительное

Вопросы: кто? что?Постоянные признаки: Одушевленное — неодушевленное, собственное — нарицательное, род, склонениеИмя существительное

Слайд 4Вопросы: какая? какое? какие?, чей? чья? чьё? чьи?
Если краткая форма: каков?

какова? каково? каковы?
Качественное: имеет формы сравнения; краткую форму; сочетается со словом «очень».
Притяжательное отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?; все остальные — относительные.
Степени сравнения
Простая сравнительная: суффикс -ее-
Составная сравнительная: слова более (менее) +
н.ф. прилагательного
Простая превосходная: суффикс -ейш-
Составная превосходная: слова самый, наиболее+н.ф.
прилагательного; слово всех + простая сравнит. степень прилаг.

Имя прилагательное

Вопросы: какая? какое? какие?, чей? чья? чьё? чьи?Если краткая форма: каков? какова? каково? каковы?Качественное: имеет формы сравнения;

Слайд 5Вопросы: сколько? который (по счету)?
Виды по составу: Простое, составное, сложное,
Разряды

по значению: количественное, порядковое, собирательное

Числительное

Вопросы: сколько? который (по счету)?Виды по составу: Простое, составное, сложное, Разряды по значению: количественное, порядковое, собирательноеЧислительное

Слайд 6Вопросы: что делать? что сделать?
Вид (совершенный — что сделать?, несов. —

что делать? Купить — варить
Переходность (глагол + сущ. в в.п. кого? что? — переходный: любить (кого? что?) маму, книги; ждать (кого? что?) друга, письмо; остальные глаголы — неперех.;
спряжение (1-е или 2-е),
возвратность (наличие или отсутствие постфикса -ся: умываться — возвр.; решать — невозвр.)

Глагол

Вопросы: что делать? что сделать?Вид (совершенный — что сделать?, несов. — что делать? Купить — варитьПереходность (глагол

Слайд 7Вопросы: какой?-ая? -ое? -ие?; если краткая форма — каков?-а?-о?-ы?
Действительное:
-ущ-(-ющ-), -ащ- (

-ящ-) - настоящего времени
-вш-, -ш- прошедшего времени
Страдательное (имеет полную и краткую форму):
-ем- (-ом-), -им- настоящего времени
-нн-, -енн-, -т- прошедшего времени
Время и вид — как у глагола

Причастие

Вопросы: какой?-ая? -ое? -ие?; если краткая форма — каков?-а?-о?-ы?Действительное:-ущ-(-ющ-), -ащ- ( -ящ-) - настоящего времени-вш-, -ш- прошедшего

Слайд 8Вопросы: что делая?
что сделав?
суффиксы несов. вида: -а- (-я-)
суффиксы сов. вида:

-вши-,
-ши, -в-,
Переходность, возвратность — как у глагола

Деепричастие

Вопросы: что делая? что сделав?суффиксы несов. вида: -а- (-я-)суффиксы сов. вида: -вши-, -ши, -в-, Переходность, возвратность —

Слайд 9Вопросы: где? как? куда? зачем? и т.п.
Степени сравнения:
сравнительная
1. простая форма образуется

с помощью суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше
2. составная: наречие + слова более, менее
превосходная: сравнительная степень наречия + местоимение всех (нежнее всех)

Наречие

Вопросы: где? как? куда? зачем? и т.п.Степени сравнения:сравнительная1. простая форма образуется с помощью суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше

Слайд 101. Личные местоимения кто? что? - я, ты, он, она, оно,

мы, вы, они
2. Возвратное- кого?- себя
3. Вопросительные (с их помощью задается вопрос)те же, что и местоимения: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков
4. Относительные (служат для связи простых предложений в составе сложных)те же, что и вопросительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков

Местоимения

1. Личные местоимения кто? что? - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они2. Возвратное- кого?- себя3.

Слайд 115. Неопределенные: кто? что? сколько? который? какой? - нечто, некто, некоторый,

несколько, сколько-то, сколько-нибудь, какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-то, что-то
6. Отрицательные: кто? что? кого? чего? какой? чей? сколько?- никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько

Местоимения

5. Неопределенные: кто? что? сколько? который? какой? - нечто, некто, некоторый, несколько, сколько-то, сколько-нибудь, какой-нибудь, какой-то, какой-либо,

Слайд 127. Притяжательные: чей? - мой, твой, ваш, наш, свой, его, её,

их
8. Определительные: какой? - весь, всякий, всяческий, иной, другой, сам, самый, каждый, любой
9. Указательные: какой? каков? сколько? этот, тот, сей, такой, таков, столько

Местоимения

7. Притяжательные: чей? - мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их8. Определительные: какой? - весь, всякий,

Слайд 13Предлог не отвечает на вопросы
Простые, составные, непроизводные, производные
Служат для связи

слов в словосочетании

Предлог

Предлог не отвечает на вопросы Простые, составные, непроизводные, производныеСлужат для связи слов в словосочетанииПредлог

Слайд 14Союз не отвечает на вопросы
Простые, составные, сочинительные, подчинительные
Служат для связи однородных

членов и частей сложного предложения

Союз

Союз не отвечает на вопросыПростые, составные, сочинительные, подчинительныеСлужат для связи однородных членов и частей сложного предложенияСоюз

Слайд 15Частица не отвечает на вопросы
1. Формообразующие(служат для образования условного и

повелительного наклонений) да, давай, давайте, пусть, пускай
2. Отрицательные не, ни
3. Модальные ли, разве, неужели, вряд ли, едва ли, именно, и, как раз, только, лишь, исключительно, почти, ведь, уж и т.п.


Частица

Частица не отвечает на вопросы 1. Формообразующие(служат для образования условного и повелительного наклонений) да, давай, давайте, пусть,

Слайд 161) Найти слово, от которого зависит указанное слово.
2) Задать вопрос к

зависимому слову как к части речи.
3) Определить общее грамматическое значение слова.
 

Как правильно определить часть речи?

1) Найти слово, от которого зависит указанное слово.2) Задать вопрос к зависимому слову как к части речи.3)

Слайд 17Прочтите текст
(1)Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой 36 метров —

была построена жителями города Родос в знак благодарности богу Солнца за избавление от длительной осады города. (2)Осаждающие оставили у стен огромную осадную башню, части которой купцы приобрели за 300 талантов — огромные деньги.

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСТРОЕНА из первого (1) предложения текста.
1) краткое прилагательное
2) краткое причастие
3) наречие
4) деепричастие совершенного вида

2

Прочтите текст(1)Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой 36 метров — была построена жителями города Родос в

Слайд 18(1)Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой 36 метров — была

построена жителями города Родос в знак благодарности богу Солнца за избавление от длительной осады города. (2)Осаждающие оставили у стен огромную осадную башню, части которой купцы приобрели за 300 талантов — огромные деньги.
(3) Статуя, моментально ставшая известной на весь известный эллинам мир, была через полвека разрушена землетрясением — у статуи подломились колени, а в мире появилась поговорка «колосс на глиняных ногах».

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СТАВШАЯ из третьего (3) предложения текста:
1) прилагательное
2) действительное причастие
3) страдательное причастие
4) деепричастие совершенного вида

2

(1)Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой 36 метров — была построена жителями города Родос в знак

Слайд 19 (3) Статуя, моментально ставшая известной на весь известный эллинам мир,

была через полвека разрушена землетрясением — у статуи подломились колени, а в мире появилась поговорка «колосс на глиняных ногах». (4)Статуя тысячу лет лежала на берегу; лишь в 977 году ее продали на металлолом — покупатель еле увез остатки чуда света на 900 верблюдах.

3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова МОМЕНТАЛЬНО из третьего (3) предложения текста:
1) краткое прилагательное
2) краткое причастие
3) страдательное причастие
4) наречие

4

(3) Статуя, моментально ставшая известной на весь известный эллинам мир, была через полвека разрушена землетрясением —

Слайд 20
(3) Статуя, моментально ставшая известной на весь известный эллинам мир, была

через полвека разрушена землетрясением — у статуи подломились колени, а в мире появилась поговорка «колосс на глиняных ногах». (4)Статуя тысячу лет лежала на берегу; лишь в 977 году ее продали на металлолом — покупатель еле увез остатки чуда света на 900 верблюдах.

4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЕСЬ из третьего (3) предложения текста:
1) частица
2) производный предлог
3) местоимение
4) наречие

3

(3) Статуя, моментально ставшая известной на весь известный эллинам мир, была через полвека разрушена землетрясением — у

Слайд 21(1)Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой 36 метров — была

построена жителями города Родос в знак благодарности богу Солнца за избавление от длительной осады города. (2)Осаждающие оставили у стен огромную осадную башню, части которой купцы приобрели за 300 талантов — огромные деньги.
(3) Статуя, моментально ставшая известной на весь известный эллинам мир, была через полвека разрушена землетрясением — у статуи подломились колени, а в мире появилась поговорка «колосс на глиняных ногах». (4)Статуя тысячу лет лежала на берегу; лишь в 977 году ее продали на металлолом — покупатель еле увез остатки чуда света на 900 верблюдах.

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЬ из четвертого (4) предложения текста:
1) наречие
2) местоимение
3) глагол
4) частица

4

(1)Колосс Родосский — статуя бога Гелиоса высотой 36 метров — была построена жителями города Родос в знак

Слайд 22Отличие отглагольных прилагательных от причастий
Прилагательные
1. Заменяются синонимами: потрясающее (невероятное) сообщение
2. Не

могут иметь зависимых слов.
3. Указывают на постоянный признак предмета: надутый вид, надтреснутый голос, сплюснутый нос

Причастия

1. Имеют или могут иметь зависимые слова: потрясшее всех сообщение
2. Обозначают признак предмета по действию (завершенному или незавершенному): уехавший поезд, пляшущая девочка.

Отличие отглагольных прилагательных от причастий Прилагательные1. Заменяются синонимами: потрясающее (невероятное) сообщение2. Не могут иметь зависимых слов.3. Указывают

Слайд 23Укажите предложение, в котором выделенное слово является причастием.
1. Присутствующие были восхищены

выступлением гимнастов.
2. Вызывающий вид юноши и его развязное поведение раздражали хозяев дома и гостей.
3. Приехавших пригласили в гостиницу.
4. Присутствующие на митинге горожане говорили о социальных проблемах.

А сейчас проверьте себя:

4

Укажите предложение, в котором выделенное слово является причастием.1. Присутствующие были восхищены выступлением гимнастов.2. Вызывающий вид юноши и

Слайд 24(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена.

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из первого (1) предложения текста.
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) прилагательное
4) деепричастие совершенного вида

3

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. 1. Укажите

Слайд 25(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗРЕШЕНА из первого (1) предложения текста:
1) глагол
2) краткое причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие

2

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 26(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты

3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНА из первого (1) предложения текста:
1) местоимение
2) порядковое числительное
3) краткое прилагательное
4) количественное числительное

4

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 27(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля.

4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМЫХ из первого (1) предложения текста:
1) определительное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) качественное прилагательное
4) причастие совершенного вида

1

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 28(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВПЕРВЫЕ из второго (2) предложения текста:
1) числительное
2) наречие
3) краткое причастие
4) деепричастие несовершенного вида

2

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 29(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОГЛАСНО из третьего (3) предложения текста:
1) наречие
2) краткое причастие
3) краткое прилагательное
4) предлог


4

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 30


(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СВЕРХНОВОЙ из третьего (3) предложения текста:
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) прилагательное
4) деепричастие

3

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 31(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗНАМЕНАТЕЛЬНО из четвертого (4) предложения текста:
1) наречие
2) местоимение
3) краткое прилагательное
4) краткое причастие

3

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 32(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из четвертого (4) предложения текста:
1) предлог
2) наречие
3) частица
4) деепричастие

1

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 33(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в

галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из седьмого (7) предложения текста:
1) деепричастие
2) наречие
3) краткое причастие
4) страдательное причастие

1

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые

Слайд 34(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра.

(2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания человека в человеке. (3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.

Из предложений 1–3 выпишите прилагательное в превосходной степени.

Высочайшей, самых античеловечных

(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. (2) Нет этого сочетания — и

Слайд 35(2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых

античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания человека в человеке. (3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.
(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи.

Из предложений 2–4 выпишите действительное причастие.

противоречащих

(2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой

Слайд 36(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра.

(2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания человека в человеке. (3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.
(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи.

Из предложений 1–4 выпишите определительное местоимение.

самый

(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. (2) Нет этого сочетания — и

Слайд 37(3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и

не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.
(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи. (5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, — в том числе и поколением Печорина. (6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…

Из предложений 3–6 выпишите страдательное причастие.

выстраданный

(3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения,

Слайд 38(3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и

не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.
(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи. (5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, — в том числе и поколением Печорина. (6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…

Из предложений 3–6 выпишите краткие прилагательные.

ценны, близки

(3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения,

Слайд 39(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра.

(2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания человека в человеке. (3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.
(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи.

Из предложений 1–4 выпишите притяжательное местоимение.

своей

(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. (2) Нет этого сочетания — и

Слайд 40(5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время

открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, — в том числе и поколением Печорина. (6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…
(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку.

Из предложений 5–7 выпишите относительное местоимение.

которых

(5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь

Слайд 41(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень,

положенный в протянутую руку. (8) Каждый шаг его с неумолимой последовательностью показывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим тебя миром движется лишь в одном направлении: к тебе, а не от тебя, где прошлое не отпускает…
(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами.

Из предложений 7–9 выпишите краткое причастие.

прервана

(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. (8) Каждый

Слайд 42(6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма

не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…
(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. (8) Каждый шаг его с неумолимой последовательностью показывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим тебя миром движется лишь в одном направлении: к тебе, а не от тебя, где прошлое не отпускает…
(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами.

Из предложений 6–9 выпишите наречие.

Там, доступно

(6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма

Слайд 43(11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути

свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца.

Из предложений 11–12 выпишите частицу (-ы).

Же, только

(11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком,

Слайд 44(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что

путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами. (10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца.

Из предложений 9–12 выпишите порядковое числительное.

первых

(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека,

Слайд 45(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что

путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами. (10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца.

Из предложений 9–12 выпишите количественное числительное.

одним

(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека,

Слайд 46(5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время

открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, — в том числе и поколением Печорина. (6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…

Из предложений 5–6 выпишите все частицы.

именно, лишь, и, все-таки, не

(5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь

Слайд 47(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень,

положенный в протянутую руку. (8) Каждый шаг его с неумолимой последовательностью показывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим тебя миром движется лишь в одном направлении: к тебе, а не от тебя, где прошлое не отпускает…

Из предложений 7–8 выпишите переходные глаголы.

показывает, отпускает

(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. (8) Каждый

Слайд 48(3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и

не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.
(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи. (5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, — в том числе и поколением Печорина. (6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…

Из предложений 3–6 выпишите противительный союз.

Но, а

(3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения,

Слайд 49(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему,

которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости.

Выпишите все предлоги из 10 предложения.

из, в, для, между, по

(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего

Слайд 50(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что

путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами. (10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины.

Из предложений 9–11 выпишите причастие, употреблённое в роли существительного.

читающим

(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека,

Слайд 51(6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма

не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма…
(7) Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. (8) Каждый шаг его с неумолимой последовательностью показывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим тебя миром движется лишь в одном направлении: к тебе, а не от тебя, где прошлое не отпускает…

Из предложений 6–8 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного.

прошлое

(6) Да, всё-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма

Слайд 52(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему,

которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости.

Какой частью речи является слово ПОТОМ (предложение 10)?

наречие

(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего

Слайд 53(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу,

как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи. (5) Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, — в том числе и поколением Печорина.

Из предложений 4–5 выпишите личные местоимения.

нас, нами

(4) Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже

Слайд 54(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра.

(2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания человека в человеке. (3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности.

Из предложений 1–3 выпишите подчинительные союзы.

ибо, как ни

(1) Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. (2) Нет этого сочетания — и

Слайд 55(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что

путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами. (10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины.

Из предложений 9–11 выпишите прилагательное в превосходной степени.

существеннейшей

(9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека,

Слайд 5611) Он рассказал нам о том, что только на этом пути

свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца. (13) Благодаря Лермонтову, мы лучше стали понимать самих себя, вглядываясь в собственную душу.

Среди предложений 11–13 укажите предложение, в котором есть производный предлог.

13 (благодаря)

11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком,

Слайд 57(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему,

которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца. (13) Благодаря Лермонтову, мы лучше стали понимать самих себя, вглядываясь в собственную душу.

Из предложений 10–13 выпишите наречие в сравнительной степени.

лучше

(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего

Слайд 58(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему,

которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца. (13) Благодаря Лермонтову, мы лучше стали понимать самих себя, вглядываясь в собственную душу.

Из предложений 10–13 выпишите деепричастие.

вглядываясь

(10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего

Слайд 59(11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути

свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины.

Какой частью речи является слово ОБРЕТЕННАЯ (предложение 11)?

причастие

(11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть