Слайд 1СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2Аллегория
Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему
намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)
Слайд 3Алогизм
Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения,
имеющее целью создание комического эффекта:
Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу
(А.П.Чехов)
Слайд 4АНАФОРА
Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление
речевых отрезков ( частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции).
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)
Слайд 5АНТИТЕЗА
Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных
ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ.
Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
(А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)
Слайд 6Бессоюзие и многосоюзие
Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда
намеренно опускаются нужные союзы:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады. Монастыри…
(А.С. Пушкин)
Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
Щадят победителя годы…
(А.С.Пушкин)
Слайд 7Гротеск
Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С
ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина
Слайд 8ЭПИТЕТ
Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак
определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое.
КРАСНАЯ ДЕВИЦА
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ
Слайд 9Инверсия
Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:
Она стройна, её движенья
То лебедя
пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрое стремленье
(А.С. Пушкин)
Слайд 10Параллелизм (синтаксический)
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:
Было у
матери семь дочерей. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…
Слайд 11Перифраз
Перифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.
Например:
военный парад – демонстрация нашей несокрушимой мощи; юность – заря новой жизни
Слайд 12Плеоназм
Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот
или иной стилистический эффект:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…
(С.А. Есенин)
Слайд 13Повтор
Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления
выразительности:
Береги копейку, копейка не выдаст, всё прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)
Слайд 14Риторическое восклицание
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального
усиления:
То было в утро наших лет – О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!...
(А.Толстой)
Слайд 15Ряды однородных членов
Иногда использование рядов однородных членов в тексте является не
просто его синтаксической характеристикой, а становится средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта:
Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.
Слайд 16Умолчание
Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к
эллипсису:
Отец…Мазепа…казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя…
(А.Пушкин)
Слайд 17Эвфемизм
Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств,
явлений:
Никогда не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»
(Н.В.Гоголь)
Слайд 18Эмоционально-оценочная лексика
Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому –
либо или чему-либо и выражающие оценку: мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус
Слайд 19Эпифора
Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:
Я наперсницы, кроме души своей,
- не нашёл,
Бескорыстней, чем сердце своё, - не нашёл…
И сердечного плена нигде страшней не нашёл
(Бабур)
Слайд 20МЕТАФОРА
Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета
на предмет на основе их сходства.
«Костёр рябины красной…»
« …ситец неба…»
« Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …»
(С.А.Есенин)
Слайд 21ГИПЕРБОЛА
Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака
предмета или лица.
«У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».
(Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
Слайд 22ЛИТОТА
Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.
«Ваш
шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Слайд 23ОКСЮМОРОН
Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе
словосочетания, прямые значения слов которых логически не совместимы.
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
(А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)
Слайд 24ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет.
«Как белое платье пело в луче…»
(А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)
Слайд 25МЕТОНИМИЯ
Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на
предмет на основе их объективной близости, логической связи.
« Я три тарелки съел»
« Бывало ранее – на золоте едал…»
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
Слайд 26Синекдоха
Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с
помощью которого целое явление обозначается через часть или множество обозначается через единицу.
«Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов)
«И вы, мундиры голубые…»
(М.Ю. Лермонтов)
Слайд 27ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(фразеологические обороты)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.
Я в
этом деле собаку съел! А вы говорите, что я работаю спустя рукава.
Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!
Слайд 28Сравнение
Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или
понятия с другими явлениями. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов:
Внизу, как озеро стальное,
Синеют озера струи…
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 29Гипофора
Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или
серию вопросов) и ответ на него (или на них):
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены.
(И.Кабыш)
Слайд 30Олицетворение
Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных
и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями:
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 31Градация
Градация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Принёс –
и ослабел, и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки
(А.С.Пушкин)
Слайд 32Ирония
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с
целью насмешки, осмеяния:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова (в обращении к Ослу)
(И.А. Крылов)
Слайд 33Парцелляция
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:
А лес шумит. Тихо,
проникновенно
(с.Сартаков)
Слайд 34Экспрессивный повтор
Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:
А вы, надменные
потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь вы под сению закона…
(м.Ю.Лермонтов)
Слайд 35Риторический вопрос
Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос
ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)
Слайд 36Риторическое обращение
Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении
к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Например:
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой (А.С.Пушкин)
Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи
Слайд 37Эллипсис
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения:
Мы
сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги
(В.А.Жуковский)