Презентация, доклад по русскому языку на тему Выразительные средства русского языка

Содержание

АллегорияАллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)

Слайд 1СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ



СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2Аллегория
Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему

намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)
АллегорияАллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через

Слайд 3Алогизм
Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения,

имеющее целью создание комического эффекта:

Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу
(А.П.Чехов)
АлогизмАлогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта:Как только

Слайд 4АНАФОРА
Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление

речевых отрезков ( частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции).

Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)
АНАФОРААнафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков ( частей фразы, стихов)

Слайд 5АНТИТЕЗА
Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных

ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ.

Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
(А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)

АНТИТЕЗААнтитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого

Слайд 6Бессоюзие и многосоюзие
Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда

намеренно опускаются нужные союзы:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады. Монастыри…
(А.С. Пушкин)
Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
Щадят победителя годы…
(А.С.Пушкин)
Бессоюзие и   многосоюзиеБессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда намеренно опускаются нужные союзы:Мелькают мимо будки,

Слайд 7Гротеск
Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С

ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина
ГротескГротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина

Слайд 8ЭПИТЕТ
Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак

определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое.

КРАСНАЯ ДЕВИЦА

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ

ЭПИТЕТЭпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому

Слайд 9Инверсия
Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:

Она стройна, её движенья
То лебедя

пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрое стремленье
(А.С. Пушкин)
ИнверсияИнверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:Она стройна, её движеньяТо лебедя пустынных водНапоминают плавный ход,То лани быстрое

Слайд 10Параллелизм (синтаксический)
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:

Было у

матери семь дочерей. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…
Параллелизм (синтаксический)Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать

Слайд 11Перифраз
Перифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.

Например:

военный парад – демонстрация нашей несокрушимой мощи; юность – заря новой жизни
ПерифразПерифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.Например: военный парад – демонстрация нашей несокрушимой

Слайд 12Плеоназм
Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот

или иной стилистический эффект:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…
(С.А. Есенин)
ПлеоназмПлеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот или иной стилистический эффект:Друг мой, друг

Слайд 13Повтор
Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления

выразительности:

Береги копейку, копейка не выдаст, всё прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)
ПовторПовтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности:Береги копейку, копейка не выдаст, всё

Слайд 14Риторическое восклицание
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального

усиления:

То было в утро наших лет – О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!...
(А.Толстой)
Риторическое восклицаниеРиторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления:То было в утро наших лет

Слайд 15Ряды однородных членов
Иногда использование рядов однородных членов в тексте является не

просто его синтаксической характеристикой, а становится средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта:

Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.
Ряды однородных членовИногда использование рядов однородных членов в тексте является не просто его синтаксической характеристикой, а становится

Слайд 16Умолчание
Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к

эллипсису:

Отец…Мазепа…казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя…
(А.Пушкин)

УмолчаниеУмолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к эллипсису:Отец…Мазепа…казнь – с мольбоюЗдесь, в этом

Слайд 17Эвфемизм
Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств,

явлений:

Никогда не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»
(Н.В.Гоголь)
ЭвфемизмЭвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств, явлений:Никогда не говорили «я высморкалась, я

Слайд 18Эмоционально-оценочная лексика
Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому –

либо или чему-либо и выражающие оценку: мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус
Эмоционально-оценочная лексикаЭмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему-либо и выражающие оценку:

Слайд 19Эпифора
Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:

Я наперсницы, кроме души своей,

- не нашёл,
Бескорыстней, чем сердце своё, - не нашёл…
И сердечного плена нигде страшней не нашёл
(Бабур)
ЭпифораЭпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:Я наперсницы, кроме души своей, - не нашёл,Бескорыстней, чем сердце своё,

Слайд 20МЕТАФОРА
Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета

на предмет на основе их сходства.

«Костёр рябины красной…»
« …ситец неба…»
« Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …»
(С.А.Есенин)
МЕТАФОРАМетафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на предмет на основе их сходства.«Костёр

Слайд 21ГИПЕРБОЛА
Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака

предмета или лица.

«У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».

(Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
ГИПЕРБОЛАГипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица. «У Ивана Никифоровича,

Слайд 22ЛИТОТА
Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.

«Ваш

шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
ЛИТОТАЛитота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

Слайд 23ОКСЮМОРОН
Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе

словосочетания, прямые значения слов которых логически не совместимы.

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
(А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)
ОКСЮМОРОНОксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которых логически

Слайд 24ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет.


«Как белое платье пело в луче…»
(А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕОлицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет.   «Как белое платье пело в

Слайд 25МЕТОНИМИЯ
Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на

предмет на основе их объективной близости, логической связи.

« Я три тарелки съел»
« Бывало ранее – на золоте едал…»
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
МЕТОНИМИЯМетонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на предмет на основе их объективной близости,

Слайд 26Синекдоха
Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с

помощью которого целое явление обозначается через часть или множество обозначается через единицу.

«Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов)
«И вы, мундиры голубые…»
(М.Ю. Лермонтов)

СинекдохаСинекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через

Слайд 27ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (фразеологические обороты)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.

Я в

этом деле собаку съел! А вы говорите, что я работаю спустя рукава.
Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (фразеологические обороты)Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.Я в этом деле собаку съел! А

Слайд 28Сравнение
Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или

понятия с другими явлениями. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов:

Внизу, как озеро стальное,
Синеют озера струи…
(Ф.И.Тютчев)
СравнениеСравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другими явлениями. Чаще всего

Слайд 29Гипофора
Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или

серию вопросов) и ответ на него (или на них):
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены.
(И.Кабыш)
ГипофораГипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или серию вопросов) и ответ на него

Слайд 30Олицетворение
Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных

и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями:
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф.И.Тютчев)
ОлицетворениеОлицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими

Слайд 31Градация
Градация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Принёс –

и ослабел, и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки
(А.С.Пушкин)
ГрадацияГрадация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:Принёс – и ослабел, и лёгПод сводом шалаша

Слайд 32Ирония
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с

целью насмешки, осмеяния:
Отколе, умная, бредёшь ты, голова (в обращении к Ослу)
(И.А. Крылов)
ИронияИрония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния:Отколе, умная, бредёшь ты,

Слайд 33Парцелляция
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:
А лес шумит. Тихо,

проникновенно
(с.Сартаков)
ПарцелляцияПарцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:А лес шумит. Тихо, проникновенно(с.Сартаков)

Слайд 34Экспрессивный повтор
Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:
А вы, надменные

потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь вы под сению закона…
(м.Ю.Лермонтов)
Экспрессивный повторЭкспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:А вы, надменные потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь

Слайд 35Риторический вопрос
Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос

ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)
Риторический вопросРиторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на

Слайд 36Риторическое обращение
Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении

к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Например:

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой (А.С.Пушкин)

Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи
Риторическое обращениеРиторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления

Слайд 37Эллипсис
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения:

Мы

сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги
(В.А.Жуковский)
ЭллипсисЭллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения:Мы сёла – в пепел, грады –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть