Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
Капова И.Б.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №2» с.п.Чегем
Второй
АНАЛИЗ СВЯЗНОГО ТЕКСТА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
Слайд 2Цели урока:
- закрепление знаний, умений и навыков по выполнению элементов комплексного
анализа текста и написанию сочинения-рассуждения;
- развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, определение пути к успеху; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).
Слайд 3Эпиграф к уроку:
«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810
г.:
«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».
М.М. Сперанский
Слайд 4Задание 25(часть 2)
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте
позицию автора. Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора текста. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт и жизненные наблюдения.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Слайд 5Критерии оценивания сочинения
К1. Формулировка проблем текста – 1 б.
К2. Комментарии к
проблеме текста – 1-2 б.
К3. Отражение позиции автора – 1 б.
К4. Аргументация собственного мнения:
привел не менее 2-х аргументов (литературный + жизненный) – 3 б.
привел 2 аргумента из жизнен. опыта, или 1 аргумент из лит-ры – 2 б.
привел 1 аргумент из жизни – 1 б.
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 1-2 б.
К6. Точность и выразительность речи – 1-2 б.
К7-12. Грамотность – от 1 до 12 б.
Слайд 6 Алгоритм работы с текстом
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного текста.
III.
Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1-ый аргумент в защиту собственной позиции;
2-ый аргумент;
вывод.
VI. Заключение.
Слайд 7Внимательно прочитайте текст Ольги Шелементьевой «Мальчик и Время».
Определите стиль и тип
речи.
Слайд 8«Мальчик и Время»
(1)Была осень. (2)На стене тикали старые часы. (3)Осенью Время словно замедляло свой бег. (4)Вот и на этот раз Мальчик знал, что Время скоро снова придет к нему. (5) Придет, зайдет неспешной походкой, сядет в кресло и начнет разговор. (6)Мальчик ценил Время, каждую минуту своего времени, потому что знал, что этого времени у него, в отличие от обычных детей, очень мало. (7)Он ценил каждую минуту своей жизни.(8) И боялся упустить даже мгновенье.
(9)Но пока Время не пришло в гости, Мальчик делал свои дела, которых у него было очень много. (10)Если за окном был дождь, то Мальчик выращивал розы, дарил им свою любовь и заботу, а потом, когда скромные бутоны распускались в прекрасные цветы, он дарил их продавщице мороженого.(11)А если за окном было солнечно, то Мальчик открывал окно и играл на скрипке, даря случайным прохожим улыбки. (12)А еще он любил птиц, которые прилетали и садились на карниз его окна. (13)Мальчик их кормил крошками хлеба и слушал их незатейливое щебетание. (14) Он был маленьким музыкантом. (15)Поэтому из пения птиц, улыбок прохожих и шепота роз рождались его первые мелодии. (16)Иногда эти мелодии были тихими и печальными, а иногда воздушными, стремительными и легкими. (17)Но мальчик всегда дарил их прохожим. (18)Потому что знал, что им так не хватает мелодий. (19)И потому что это лучшее, что он мог подарить.
Слайд 9
(20)Но больше всего Мальчик ценил Время, каждую минуту своего времени, потому
что знал, что этого времени у него мало.
(21)Вот и в этот раз Время снова пришло. (22Мальчик любил разговаривать со Временем и спрашивать его о людях. (23)О тех, кому было отмерено гораздо больше, чем ему, о тех, кто вырос из детей во взрослых. (24)Ведь Мальчик понимал, что он никогда не станет взрослым. (25)И Время завело разговор о взрослых и об их времени:
(26)– Знаешь, Мальчик, взрослые живут в особом времени. (27)Этого времени им никогда не хватает, и оно утекает сквозь пальцы, как речной песок. (28)Люди за день делают тысячу дел, но ничего не успевают. (29)Чтобы сэкономить время, они придумывают массу «быстрых вещей»: мгновенные сообщения, быстрорастворимую еду, даже сверхзвуковые самолеты.
Слайд 10
(30)Но и это не помогает. (31)Большую часть жизни они проживают в
суете и так никогда и не узнают, что такое настоящая жизнь. (32)А ведь если бы хотя бы пару минут в день они тратили на какое-нибудь доброе дело, то в их жизни было бы гораздо больше радости. (33)Но они тратят почти все свое время, чтобы заработать как можно больше денег, а потом тратят деньги, чтобы восстановить здоровье. (34)Они делают тысячи мелочей, но никогда не делают главного! (35)Они спешат за престижем и мишурой, но проходят мимо нищих, забывают своих родителей и не находят времени для друзей.
(36)А время уходит... (37)И когда песочные часы их жизни истекают, не остается ничего. (38)А ведь им казалось, что у них впереди еще так много времени!(39)Так много, что самое главное можно оставить на потом, когда все тысячи их мелких дел будут сделаны.(40)Когда-нибудь потом навестить старенькую бабушку, потом поговорить с другом, потом заняться добрыми делами, потом, потом, потом… »
Слайд 11Первый этап - понимание исходного текста
Задаем себе вопросы:
-Что тревожит
автора?
-Над чем он размышляет?
-Какими мыслями, чувствами хочет поделиться с нами, читателями?
-В чем хочет убедить нас, от чего предостеречь?
Очень важный этап в понимании исходного текста
Слайд 12Обратим внимание на задание 20.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
1.Осенью Время словно ускоряло свой бег.
2. Если за окном был дождь, мальчик сидел и смотрел в окно.
3. Мальчик всегда дарил случайным прохожим свои мелодии, потому что это лучшее, что он мог подарить.
4.Мальчик понимал, что он никогда не станет взрослым.
5.Больше всего Мальчик ценил время, потому что знал, что этого времени у него мало.
Слайд 13Задание 21.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1.В предложении
16 представлен описательный фрагмент.
2.В предложениях 31-35 содержится обоснование утверждений, высказанных в предложениях 38-40.
3.В предложениях 36-40 содержится рассуждение.
4.В предложениях 27-29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулированное в предложении 26.
5.Предложение 35 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.
Ответ:
Слайд 14 Задание 22.
Из предложения 23 выпишите антонимы.
Задание
23.
Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Слайд 15 Задание 24.
Автор показывает
нам, что маленький ребенок - герой рассказа - знал цену каждой секунды своей жизни и делал добрые дела, в отличие от многих взрослых, которые охотятся за славой, роскошью и удовольствиями. Художественный прием(А)____(слово Время автор пишет с заглавной буквы) усиливает эмоциональное воздействие текста. (Б)________"песочные часы жизни", которую произносит Время в своем диалоге с мальчиком, подчеркивает мимолетность бытия.
Список терминов:
1)синоним 4)фразеологизм
2)эпитет 5)олицетворение
3)метафора 6)антоним Ответ: А- Б-
Слайд 16Определим стиль и тип нашего текста
Стиль - художественный (рассказ)
Для понимания авторской
позиции важен подтекст, глубинный смысл.
Тип речи - повествование с элементами рассуждения.
События в жизни мальчика, рассуждение - диалоги героев.
Слайд 17Составим тезисный план.
Определим микротемы в тексте, несущие основную информацию.
План
1. Мальчик делает
дела, которых у него много, потому что он особенно ценит каждую минуту своего времени.
2. Мальчик никогда не станет взрослым. Время рассказывает ему, что люди делают тысячи ненужных мелочей и забывают про добрые дела.
3. Куда и зачем спешат люди? Никто не знает ответ на этот вопрос.
Слайд 18Второй этап - сформулировать проблему исходного текста.
К какому разряду относится проблема
текста "Мальчик и Время"?
Философская. Куда и зачем спешат люди, если не делают добрые дела?
-социальная;
-политическая;
-научная;
-экологическая;
-нравственно-этическая. Проблема ценности времени в жизни человека.
Слайд 19Формулируем проблему.
Что такое проблема? Проблема – это вопрос, который волнует автора.
Основная
проблема – это та,
-которая стала объектом раздумий автора;
-над которой он в основном размышляет;
-к которой он неоднократно возвращается;
-по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Слайд 20
Выберем одну из проблем, заявленных в тексте
Куда и зачем спешат люди,
если они не торопятся делать добрые дела? (Этот вопрос Мальчик задает Времени , а оно не знает на него ответа.)
Проблема ценности времени в жизни человека (Мальчик спешил сделать как можно больше добрых дел, зная, что у него почти не осталось времени)
Слайд 21Формулируем проблему в виде вопроса
Почему многие люди, в погоне за престижем
и мишурой, забывают о необходимости делать добрые дела? Именно эта проблема в центре внимания Ольги Шелементьевой в рассказе "Мальчик и Время".
Почему человеку необходимо ценить свое время? Пожалуй, этот вопрос волновал Ольгу Шелементьеву при написании рассказа "Мальчик и Время".
Почему человеку не хватает времени на совершение добрых дел? Над этой проблемой задумывается автор рассказа "Мальчик и Время" Ольга Шелементьева.
Во всех случаях мы делаем ссылку на исходный текст.
Слайд 22Комментарий не равен пересказу текста!
Задаем
себе вопросы:
Каким образом автор раскрывает проблему?
Какие стороны проблемы рассматривает?
На что автор прежде всего обращает внимание читателя?
Слайд 23Что такое комментарий?
Комментарий – это рассуждения, замечания по поводу того, как
автор раскрывает проблему. Наша задача – объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Комментарий должен опираться на текст, но не должен быть пересказом.
Слайд 24Комментарий, переходящий к позиции автора.
Кто из нас не знаком с погоней
за временем, с желанием все успеть?
Рассказ "Мальчик и Время" заставляет каждого из нас задуматься над тем, на что мы тратим драгоценные минуты своей жизни. Проблема ценности времени особенно актуальна сегодня, когда мы и "жить торопимся", и "чувствовать спешим".
Автор показывает нам, что маленький ребенок - герой рассказа - знал цену каждой секунды своей жизни и делал добрые дела, в отличие от многих взрослых, которые охотятся за славой, роскошью и удовольствиями. Художественный прием олицетворения (слово Время автор пишет с заглавной буквы) усиливает эмоциональное воздействие текста. Метафора "песочные часы жизни", которую произносит Время в своем диалоге с мальчиком, подчеркивает мимолетность бытия.
Умейте дорожить своим временем и ценить его - вот позиция автора по данной проблеме.
Слайд 25Позиция автора
Если проблема –это вопрос, то позиция автора – ответ, вывод,
к которому приходит автор, рассуждая над проблемой.
Как выявить позицию автора? Ответив на вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение к описываемым фактам?
Слайд 26Собственная позиция ученика по сформулированной проблеме.
Разделяете ли
вы точку зрения автора или не согласны с ней?
Варианты:
1.Нельзя не согласиться с позицией Ольги Шелементьевой. Действительно, время-это ограниченный ресурс в жизни человека, который необходимо использовать рационально.
2.Безусловно, позиция автора по проблеме не вызывает сомнения. Я полагаю, что время - это одно из основных богатств, данных человеку при рождении, и его необходимо использовать разумно.
3.Я разделяю точку зрения автора и считаю, что время - это ценный дар, которым располагает человек, и использовать его надо правильно, чтобы не было ощущения прожитой зря жизни.
Слайд 27Аргументация собственной позиции. Структура аргументации.
1.Тезис.
2.Аргумент 1. Пример из художественной литературы (2
балла)
3.Аргумент 2.Пример из жизни (1 балл)
4.Вывод.
Слайд 28Аргументация собственной позиции
Перечитываем ещё раз проблемный вопрос.
Ваша позиция должна отражать ответ
на этот вопрос.
Соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными словами, фразами.
Слайд 29Аргументация собственной позиции
Доказательства мысли, высказанной мной, можно найти как в художественной
литературе, так и в жизни.
Во-первых, умение ценить время отмечается в народных пословицах и поговорках. "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня", "Делу время - потехе час", "Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь" - народная мудрость остается актуальной и в наши дни.
Во-вторых, вспомним ярчайшие примеры из художественной литературы. Чеховские герои Беликов, Ионыч, Илья Обломов Гончарова - вот далеко не полный перечень персонажей, которые потратили свои лучшие годы напрасно, поддавшись лени и потеряв драгоценное время, а ведь они могли совершить много добрых поступков!
Слайд 30Подводим итог – пишем заключение.
Перечитываем всё, что у нас получилось.
Делаем вывод,
который должен соответствовать поставленному вопросу.
Пишем заключение.
Слайд 31
Заключение. Варианты.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: человеку необходимо научиться рационально использовать
отведенное ему на земле время. Ведь оно подобно течению реки. И жизнь быстротечна. Стоит поспешить делать добрые дела!
Таким образом, каждому из нас важно задуматься над вопросом: на что мы тратим драгоценные минуты своей жизни? Умение управлять временем, уделять внимание близким, дружить и любить - вот далеко не полный перечень того, что необходимо сделать человеку за свою жизнь. Так будем же ценить каждую минуту нашего пребывания в мире!
Слайд 32Подводим итог – пишем заключение.
Перечитываем всё, что у нас получилось.
Делаем вывод,
который должен соответствовать поставленному вопросу.
Слайд 33Перечитайте текст. Проверьте, каждый ли пункт начат с красной строки. Проверьте
орфографию и пунктуацию.
Слайд 34Обратите внимание!
Каждый этап работы –отдельный абзац текста. Не забывайте грамотно структурировать
текст.
Слайд 35
Домашнее задание:
написать сочинение - рассуждение
по предложенному тексту
Слайд 36 РЕФЛЕКСИЯ.
Был ли урок полезен для вас?
Что нового узнали?
С каким настроением
уходите?
Слайд 37Удачи вам, ребята, на предстоящем ЕГЭ!
Слайд 38Ресурсы:
КИМы 2014-15;
http://rus.1september.ru - Газета "Русский язык" и сайт для учителя
«Я иду на урок русского языка»
http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык«
http://www.edu.ru/moodle/