Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
Слайд 2ТЕМА УРОКА:
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
Слайд 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
УМЕТЬ ОПОЗНАВАТЬ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СРЕДИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
ЗНАТЬ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Слайд 4ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ.
НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
КАКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ ИМЕЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
КАК ОНО ИЗМЕНЯЕТСЯ?
ПО КАКОЙ МОРФЕМЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?
КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЭТА ЧАСТЬ РЕЧИ?
Слайд 5Тест «Имя существительное»
Задание № 1.
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное –
часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Имя существительное изменяется по:
а) числам; б) родам; в) лицам.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
Задание № 2. Определите род данных существительных (письменно)
I команда II команда
Берёза, колобок, лиса, волк, Липа, ёжик, старушка, медведь,
подоконник, поле, лес, песня. заяц, старик, озеро, морковь.
Задание 3. Разделите эти же слова на одушевлённые и неодушевлённые.
Слайд 6СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА !!!
НАЗОВИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТАВЬТЕ СХЕМУ. ОПРЕДЕЛИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
КАК ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
В СПОКОЙНОМ ЗЕРКАЛЕ ОЗЕРА ОТРАЖАЛИСЬ ГОЛУБИЗНА НЕБА И ОЧЕРТАНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ИВ.
Слайд 7Лингвистическая разминка
Отгадайте загадки.
На лугу у той дорожки, что бежит к
нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком.
Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а всех будит.
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Летит стрела огневая, никто её не поймает.
Кафтан на мне зелёный, и сердце как кумач, на вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч.
Я родился в день дождливый под осиной молодой. Круглый, гладкий и красивый, с ножкой толстой и прямой.
Слайд 8А. ШИБАЕВ «Слова, слова, слова».
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей
вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.
К какой части речи относятся эти слова?
Слайд 9Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите его стиль, тип речи. Определите роль
существительного в предложении.
Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. Испарения над рекой сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветным сном. Голубой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.
Время шло, а мы сидели и тихо вели разговор.
Выберите из текста существительные женского, затем мужского и среднего родов. Образуйте от них форму множественного числа. Все ли сущ.их образуют? Найдите нарицательные и собственные существительные.
Слайд 11Работа с учебником.
Упражнение № 677 стр.229.
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.
Составим
вопросы к абзацам, обозначенными цифрами.
Слайд 12Кроссворд
1.Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот
слёзы проливает.
2.Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные.
3.Я иду – она идёт, я стою – она стоит.
4.Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как ...
5.Разноцветное коромысло через реку повисло.
6.Очаг один, а всю землю греет.
Слайд 14Итоги урока.
Придумайте и запишите четыре предложения, в которых имя существительное выступало
бы в качестве:
А) подлежащего;
Б) сказуемого;
В) дополнения;
Г) обстоятельства.
Слайд 15Домашнее задание.
Составить несколько предложений по картине И.Э.Грабаря «Ясный осенний вечер».
Подчеркните существительные
как члены предложения.