Презентация, доклад по русскому языку на тему: Почему мы так говорим?

Содержание

Классный часЦели: пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами; научить использовать их в своей речи; побудить школьников как можно чаще обращаться к фразеологическому словарю.

Слайд 1
Почему мы так говорим?

Почему мы так говорим?

Слайд 2Классный час
Цели:
пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами;
научить использовать

их в своей речи;
побудить школьников как можно чаще обращаться к фразеологическому словарю.
Классный часЦели: пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами; научить использовать их в своей речи; побудить школьников как

Слайд 3 Наверное, нет человека, который бы хоть раз не слышал

в свой адрес: «Не считай ворон!», «Не кричи на всю Ивановскую!» или «Не вешай лапшу на уши!»
Каждый, хорошо владеющий родным языком, прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни тому, что у доски кого-то “тянут за уши”, ни тому, что в автобусе «яблоку негде упасть».

Наверное, нет человека, который бы хоть раз не слышал в свой адрес: «Не считай ворон!»,

Слайд 4Фразеологизм -
устойчивое сочетание слов, близкое по лексическому значению

одному слову.

Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках, размещённых на следующих слайдах.

Фразеологизм -   устойчивое сочетание слов, близкое по лексическому значению одному слову.Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на

Слайд 5Зарубить на носу
Фразеологизм произошел от названия доски-носа, которую раньше славяне носили

с собой в качестве записной книжки; чтобы не забыть что-то важное, на ней делали зарубки.

– запомнить крепко, навсегда

Зарубить на носуФразеологизм произошел от названия доски-носа, которую раньше славяне носили с собой в качестве записной книжки;

Слайд 6Бить баклуши
Первоначально разрезать полено вдоль на несколько частей — плах, закруглять

их снаружи и выдалбливать изнутри. Из таких плах делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш, в отличие от изготовления изделий из них, считалась легким, простым делом, не требующим особого умения.

– бездельничать

Бить баклушиПервоначально разрезать полено вдоль на несколько частей — плах, закруглять их снаружи и выдалбливать изнутри. Из

Слайд 7Спустя рукава
В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами;

не засученные концы их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе.

– медленно, нехотя, небрежно

Спустя рукаваВ Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные концы их ниспадали до

Слайд 8Знать на зубок
Этот фразеологизм возник из обычая проверять на зуб подлинность

золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Надо прикусить монету, если на ней не осталось вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

– знать отлично

Знать на зубокЭтот фразеологизм возник из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий

Слайд 9Во всю Ивановскую
Выражение связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на

которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

– громко кричать, голосить

Во всю ИвановскуюВыражение связано с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли

Слайд 10Шиворот-навыворот
Раньше пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком

виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником – шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по городу под свист и улюлюканье уличной толпы.

– сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать

Шиворот-навыворот Раньше пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена

Слайд 11«Четвертый лишний»
В каждой из групп найдите четвертый лишний фразеологизм;

объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.
а) тьма-тьмущая, яблоку негде упасть, кот наплакал, хоть пруд пруди;
б) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит;
в) во все лопатки, черепашьим шагом, сломя голову, в мгновенье ока.

«Четвертый лишний»   В каждой из групп найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и

Слайд 12Кто больше
Вспомните как можно больше фразеологизмов с заданным словом:


голова (1 ряд)
язык (2 ряд)
рука (3 ряд)
Кто больше  Вспомните как можно больше фразеологизмов с заданным словом:   голова (1 ряд)

Слайд 13 Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это прекрасное

украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
Помните: все богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше

Слайд 14Желаю успеха в изучении фразеологизмов!

Желаю успеха в изучении фразеологизмов!

Слайд 15Прудниковой Е.В.
Презентация для внеклассного мероприятия составлена учителем МБОУ «РСШ №2»

Прудниковой Е.В.Презентация для внеклассного мероприятия составлена учителем МБОУ «РСШ №2»

Слайд 16Литература
Волина В.В. Учимся играя : Занимат. азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях

у слова / В. Волина. - М. : Новая шк., 1995. - 445,[3] с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-7301-0062-0 (В пер.) : Б. ц.
Рисунки, использованные в презентации, выполнены учениками 5 класса
ЛитератураВолина В.В. Учимся играя : Занимат. азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова / В. Волина. -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть