Слайд 1ДЕЕПРИЧАСТИЕ
(урок открытия новых знаний)
Урок русского языка в 6 классе
Автор:
Шестакова Валентина
Ивановна
учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ пст.Русаново Троицко-Печорского района Республики Коми
создавать условия для ознакомления с термином и понятием «деепричастие», формирования умения узнавать деепричастие по его признакам.
Предметные цели: познакомить учащихся с признаками деепричастия, научить находить деепричастия в тексте.
Метапредметные цели: Личностные – формировать положительное отношение к процессу познания; научить оценивать собственную учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. Познавательные – способствовать умению воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания; анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные – научить планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения учебным действием. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию
Слайд 3Этапы урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный этап. (слайды 4)
Актуализация знаний
и фиксация затруднений в деятельности . (слайды 5-8)
Постановка учебной задачи. (слайд 9)
Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания).(слайд 10)
Реализация построенного проекта.(слайды 11-24)
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.(слайд 26)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд 27-28)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (слайд 29)
Рефлексия (подведение итогов занятия). (слайд 30)
Слайд 4«Давайте, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!»
Слайд 51.Часть речи, обозначает признак.
2.Служит для связи слов в
словосочетаниях.
3.Часть речи, обозначает действие.
4.Указывает на предмет, признак, количество, не называя их.
5. Часть речи, обозначает предмет.
6.Вносит в предложение различные оттенки значения .
7.Часть речи, обозначает число и порядок предметов при счёте.
8.Неизменяемая часть речи.
9.Особая форма глагола.
10.Служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения.
пр
илагательное
п е д л о г
г л г о л
местоимение
у щ е с т в и е л ь н о е
ч а с т ц а
чи
ли
т
е
л
ь
но
е
а
р
е
чи
е
п и ч а с т и е
с ю з
Слайд 6Послушайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». Определите части речи слов.
И,
усевшись под сосной, Кашу ест, сутулясь. "Свой?" - бойцы между собой, - "Свой!" - переглянулись. И уже, пригревшись, спал Крепко полк усталый. В первом взводе сон пропал, Вопреки уставу. Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны Вел беседу Теркин.
союз
предлог
частица
глагол
мест.
прил.
наречие
союз
предлог
предлог
предлог
предлог
предлог
предлог
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
глагол
глагол
глагол
мест.
мест.
наречие
глагол
числит.
сущ.
усевшись
сутулясь
пригревшись
привалясь
щадя
?
Слайд 7Определите тему урока
Е
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Слайд 8Найди лишнее
Греться, пробудившись, бояться, играть
Хорошо, весело, бегая, неискренне
Деепричастие
Глагол
Наречие
По каким признакам вы
опознали деепричастие?
Слайд 9 Чему мы должны будем научиться?
Дать определение деепричастию
Образование деепричастий
Признаки деепричастия
Находить деепричастия
в речи
Сформулировать правило
Слайд 10Этапы открытия нового знания
Поставим вопрос к слову (определим слово, к которому
относится деепричастие).
Определим значение деепричастия.
Узнаем, как образовано деепричастие, с помощью какого суффикса.
Найдём признаки глагола.
Найдём признаки наречия.
Слайд 11Работа в группах
Задание 1 группе:
определить значение деепричастия; определить слово, к которому относится деепричастие; узнать вопросы, на которые отвечает деепричастие; заполнить таблицу.
Слайд 12Задание 2 группе:
определить, как образуются деепричастия, с помощью каких суффиксов; заполнить таблицу.
Слайд 13Задание 3 группе:
найти признаки глагола, заполнить таблицу.
Слайд 14Задание 4 группе:
найти признаки наречия, заполнить таблицу.
Слайд 15Карта успеха
оцени свою работу в группе с помощью карты успеха(плюс/минус).
Фамилия
учащегося
Выдвигал собственное мнение в решении поставленной задачи
Прислушивался к мнениям других
Обменивался с другом своими мыслями
Помогал другу
Принимал активное участие в поиске решения
Твоя группа справилась с заданием, не получив замечаний
Слайд 16Карточка для 1 группы
Степан ш..л согнувшись, опустив голову, стараясь н.. (на)
кого не смотреть (Горбатов).
Бросив поводдя, опустив голову на грудь, я ехал долго (Лермонтов).
Иван Евдокимыч.. был тронут и, ух..дя, обнял меня (Герцен).
Врем..нами по реке проб..гала от ветра лё..кая зыбь, св..ркая на со..нце (Короленко).
Слайд 17Карточка для 2 группы
Два брата, оставшись (в) двоём, долго с..дели у
окна (Писемский).
Слезши с лошадей, дамы зашли к кн..гине (Лермонтов).
Он ш..л к ст..рухе-жене, сидевш..й у окна в сад, положив на колен.. (не)нужные вещи, уставя пустые глаза в одну точку (М. Горький).
Кожух офицеров (не)навидел молча, стиснув зубы, глядя (и..)(под)лобья (Серафимович).
Слайд 18Карточка для 3 группы
Порой она скол..зила меж камней, см..ясь нело..кости своей
(Лермонтов).
Димка, уткнувшись лицом в (полу) шубок, зарывшись глубоко в поддёвку, дёргался всем телом и плакал без..вучно, но (горько) горько (Гайдар).
Дом его всегда был полон гостями, г..товыми тешить его барскую праз..ность, разделяя шумные, а иногда и буйные его ув..селения (Пушкин).
Когда пр..грело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, ра..тегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол повале..ой берёзы и занялся лещом (Бочарников).
Слайд 19Карточка для 4 группы
Волны н..сутся, гремя и св..ркая, чуткие звёзды
глядят с высоты (Тютчев).
Несколько минут он ст..ял в (полу)тёмной кузнице, блаженно закрыв глаза, с насл..ждением вдыхая зн..комые с детства, до боли знакомые зап..хи (Шолохов).
Я ост..новился, глотая в..лнение маленькими кусочками, как лёд в (пол)день (Грин).
Зима, смеясь, от счастья плачет, весны к..чая к..лыбель (Северянин).
Слайд 20Карточка-подсказка для 3 группы
Задай вопрос к деепричастию и глаголу, от которого
образовано деепричастие.
Вспомни морфологические признаки глагола: Постоянные признаки - вид (совершенный, несовершенный) - возвратность (невозвратный, возвратный) - спряжение (1и2) Непостоянные признаки - наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное) - время - число - лицо - род В предложении чаще всего сказуемое.
Анализируй, сравнивай!
Слайд 21Карточка-подсказка для 4 группы
Задай вопрос к деепричастию и наречию. Сравни.
Вспомни морфологические
признаки наречия: - неизменяемость - в предложении чаще обстоятельство
Попробуй изменить деепричастие.
Анализируй, сравнивай!
Слайд 22Зафиксируем ваши результаты ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
КЛАСТЕР
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
обозначает добавочное действие при основном действии
относится
к глаголу-сказуемому
отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? когда?
образуется от глаголов с помощью суффиксов: -а, -я, -в, -вши, -ши
имеет признаки глагола: вид, возвратность
имеет признаки наречия: неизменяемость (не имеет окончания)
в предложении является обстоятельством
Слайд 23Сформулируйте определение деепричастия
Сопоставьте ваши выводы с правилом в учебнике
Совпадает ли правило
с тем, что вы сами для себя «открыли»?
Какие дополнения можно внести?
Оцените свою работу в группе с помощью карты успеха
Слайд 24
КЛАСТЕР(с дополнениями)
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
обозначает добавочное действие при основном действии
относится к глаголу-сказуемому
отвечает на вопросы
что делая? что сделав? как? каким образом? когда? почему? и др.
образуется от глаголов с помощью суффиксов: -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи, -ючи
имеет признаки глагола: вид, возвратность
имеет признаки наречия: неизменяемость (не имеет окончания)
в предложении является обстоятельством
это особая форма глагола
Сформулируйте определение деепричастия
Слайд 25Физминутка
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ
и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
Строчки из стихотворений С.Есенина
А заря, лениво кругом, обсыпает ветки новым серебром.
, берёзы ломались в пруду.
В поле, к побегам, ходят грачи в полосе.
И журавли, печально , уж не жалеют больше ни о ком.
Что стоишь, , под метелью белой?
Черемуха душистая, ,стоит, а зелень золотистая на солнышке горит.
обходя
Отражаясь
склоняясь
улетая
развесившись
нагнувшись
Отгадай зашифрованное слово. Укажи признаки деепричастия (устно).
Слайд 27Самостоятельная работа
Задание: выпишите словосочетания на схему, укажите вопрос, выделите суффикс деепричастия , укажите вид и возвратность
1) Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.
2) Я не шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам.
3) Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние ноги. 4) Иногда он вскидывал голову и, навострив уши, оглядывался вокруг, как пограничник в засаде. Через некоторое время он опять засыпал, опуская голову на передние лапы. (В.Арсеньев)
…… + деепричастие
Проверьте результат с помощью кластера
Слайд 28Поставьте оценку за работу
«5» – 0 ош.
«4» – 1-2 ош.
«3» –
3-6 ош.
«2» – 7-… ош.
Неправильно определили вид и воз-вратность
Проанализируйте ваш результат. Что вызывает затруднение?
увидел выглянув
крался останавливаясь
крался прислушиваясь
крался озираясь
лежал поджав
оглядывался навострив
засыпал опуская
сов. вид, невозвр.
что делая? как?
что делая? как?
что делая? как?
что делая? как?
что сделав? как?
что сделав? как?
что сделав? как?
сов. вид, невозвр.
сов. вид, невозвр.
несов. вид, возвр.
несов. вид, невозвр.
несов. вид, возвр.
несов. вид, возвр.
Слайд 29Домашнее задание
Домашнее задание по выбору:
- составить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (около 10 предложений) оценка «5» - найти из художественной литературы 7-8 предложений, где встречаются деепричастия оценка «4» - упр. 490 выпиши только деепричастия, обозначая суффикс оценка «3»
Слайд 30Рефлексия
Я узнал …
Я научился …
Мне понравилось …
Было сложно …
Я хочу …
Слайд 32Использованные интернет-ресурсы
ФГОС основного общего образования
http://www.izenglish.ru/
Теоретический материал
http://www.licey.net/russian/phonetics/3_9_1
http://ruyaz.ru/
Физминутка
http://natali-filipchik.narod.ru/index/0-8
Стихи Сергея Есенина
http://rupoem.ru/
Владимир Арсеньев. Встречи в тайге.
http://bookmate.com/
Используемая литература
Русский язык.6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М.: Дрофа,2011.
Русский язык. 6 класс: система уроков по учебнику под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта/ сост. О.А.Финтисова, О.В.Чермашенцева. Волгоград: Учитель, 2012.
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Планета», 2012.