Слайд 1Презентация
урока русского языка в 5 классе на тему «Антонимы»
Разработала учитель
русского языка и литературы
Лазебникова Н.С.
Слайд 2Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Слайд 4ТЕСТ
1. Омонимы – это
слова, у которых имеется два или несколько значений;
слова,
похожие по звучанию и написанию, но разные по значению;
слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию
2. Синонимы – это
слова, у которых имеется два или несколько значений;
слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению;
слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию
3. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами.
Дед наточил косу. — Мама заплела косу.
Лошадь была со светлой гривой. — Конь оказался весьма резвый..
Яблоня вся покрылась белым цветом. — На яблоне появились первые яблоки.
4. В каком предложении есть синонимы?
Повсюду поднимались горы, а между ними виднелись долины.
В лесу были срублены не только сосны, но и ели.
Как она ни хитрила и ни лукавила, у неё ничего не получилось.
Слайд 5ТЕСТ
1. Омонимы – это
слова, у которых имеется два или несколько значений;
слова,
похожие по звучанию и написанию, но разные по значению;
слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию
2. Синонимы – это
слова, у которых имеется два или несколько значений;
слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению;
слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию
3. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами.
Дед наточил косу. — Мама заплела косу.
Лошадь была со светлой гривой. — Конь оказался весьма резвый..
Яблоня вся покрылась белым цветом. — На яблоне появились первые яблоки.
4. В каком предложении есть синонимы?
Повсюду поднимались горы, а между ними виднелись долины.
В лесу были срублены не только сосны, но и ели.
Как она ни хитрила и ни лукавила, у неё ничего не получилось.
Слайд 6высоко – низко
далеко – близко
пол – потолок
потерял – нашёл
Что вы можете
о них сказать?
Как называются такие слова?
Сформулировать тему урока.
Слайд 8Этимологический словарь
АНТОНИМ. Заимств. в XX в. из франц. яз., где antonyme — сложение
греч. anti "против", и onyma "имя"
(Н.М.Шанский)2004г.
Слайд 9Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением
называются антонимами.
Враг — друг, жара — холод, сильный — слабый,
любить — ненавидеть.
Прямая Кривая
Слайд 10Прием «Инсерт»
На полях учебника ставим маркировочные знаки:
уже известно
+
новое
- думал иначе
? вызывает вопрос
Слайд 11нареч. нареч.
Хорошо-плохо
прил. прил.
молодой-старый
глаг.
глаг.
молчать-говорить
сущ. сущ.
друг-враг
Слайд 131 Группа
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях,
укажите части речи каждого слова:
Добрый друг…………..
Теплый день ………….
Хорошее начало………
Слайд 141 группа
Добрый друг- злой враг(прил.-сущ.)
Теплый день - холодная ночь(прил.-сущ.)
Хорошее начало -
плохой конец (прил.-сущ.)
Слайд 152 Группа
К словам левой колонки подберите антонимы из правой,
укажите части речи.
Слайд 173Группа
Запишите пословицы правильно, подобрав конец предложения. Объяснить значение одной
из пословиц.
Слайд 194 Группа
Найдите антонимы в пословицах, подчеркните их и
определите какой частью речи они выражены.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Слайд 20Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Правой рукой строит, а
левой разрушает
4 группа
сущ.
сущ.
глаг.
глаг.
глаг.
глаг.
прил.
прил.
Слайд 22Создайте антонимичные пары
Земля, бежать, черный, небо, добрый, старость, белый, злой,
стоять, молодость.
Слайд 23Земля- небо
бежать- стоять
черный- белый
добрый- злой
старость- молодость
Слайд 24Подобрать антонимы к с художественным произведениям
Слайд 25Антонимы широко представлены в пословицах, поговорках.
Найдите антонимы
Человек от
лени болеет, а от труда здоровеет.
Знай больше, говори меньше.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Использование антонимов, обогащает нашу речь, делает ее точной, яркой, выразительной.
Слайд 26Рефлексия
1.Сегодня на уроке мы узнали…
2.На уроке мы научились …
3.Самым интересным было…
4.Вызвало
затруднение…
Слайд 27Дифференцированное домашнее задание:
§ 25, упр. 188 (запишите слова-антонимы парами, выбирая их
из обоих столбцов).
Вспомнить и записать 5-6 пословиц, в которых используются антонимы, указать какой частью речи они являются.
3. Сочинить небольшое стихотворение, используя антонимы.