Презентация, доклад по русскому языку на тему Сочинение по картине Яблонской Утро.

Содержание

Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения.Задачи: сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;закрепить умение описывать помещение;активизировать лексику, связанную с описанием помещения.

Слайд 1Урок развития речи
Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (1954)
Презентацию выполнила:
Тихонова Ольга Николаевна,


учитель русского языка
и литературы
Урок развития речи	Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (1954)Презентацию выполнила:Тихонова Ольга Николаевна,  учитель русского языка  и

Слайд 2Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Цель урока: подготовить учеников к

художественному описанию помещения.

Задачи:
сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;
закрепить умение описывать помещение;
активизировать лексику, связанную с описанием помещения.

Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»			Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения.Задачи: сформировать умение систематизировать

Слайд 3Проверка домашнего задания – работа в парах
Эстамп Эстамп на стене, в

кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, паркетный пол, деревянную кровать, выход на балкон, оградительная решётка, прекрасную квартиру, абажур под потолком.

Проверка домашнего задания – работа в парах 		Эстамп		Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной

Слайд 4Актуализация знаний
Давайте вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа

речи?
Чем различается научное и художественное описание?
Можно ли в художественном стиле описать помещение?

Актуализация знанийДавайте вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи?Чем различается научное и художественное описание?Можно

Слайд 5Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг.
Народный художник СССР
и Украины,
действительный

член
Академии искусств СССР
и Украины, профессор,
Герой Украины, лауреат
трех Государственных
премий СССР, двух
медалей Академии
искусств СССР,
национальной премии
Украины им. Тараса
Шевченко.
Яблонская Татьяна Ниловна  1917 – 2005 гг. 	Народный художник СССРи Украины,действительный членАкадемии искусств СССРи Украины, профессор,Герой

Слайд 6Этапы пути
Официальное признание
Яблонской принесла картина
«Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и
композиции картины

художница
идеализирует
социалистический труд
колхозного крестьянства. За это
произведение Т.Н.Яблонская
была представлена в 1950 году
к Государственной премии
СССР, а в 1958 году получила
бронзовую медаль на
Всемирной выставке в
Брюсселе.
Этапы пути	Официальное признаниеЯблонской принесла картина«Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете икомпозиции картины художницаидеализируетсоциалистический трудколхозного крестьянства. За этопроизведение Т.Н.Яблонскаябыла

Слайд 7Этапы пути
Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.
Изображает на

своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.
Этапы пути		Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины. 		Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд,

Слайд 8История создания картины
…подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Изображена

на ней 13-летняя девочка — дочь художницы Яблонской. Тогда ее звали Лена. Сегодня она — Елена Сергеевна, художница. Мы встретились в мастерской ее матери…

интервью

История создания картины	…подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Изображена на ней 13-летняя девочка — дочь

Слайд 9УТРО
Весна
Дети
Начало дня
Лексическое значение

УТРОВесна ДетиНачало дняЛексическое значение

Слайд 10УТРО
Завтрак
Зарядка
Душ
Сборы в школу
Уборка
в комнате
Ассоциативные связи

УТРОЗавтракЗарядкаДушСборы в школуУборка в комнатеАссоциативные связи

Слайд 11Эпитеты
Утро
Солнечное
Радостное
Яркое
Чудесное
Светлое
Ясное
Сияющее

Обычное

ЭпитетыУтроСолнечноеРадостноеЯркоеЧудесноеСветлоеЯсноеСияющееОбычное

Слайд 12Работа с учебником (177)
Рассмотрите внимательно репродукцию.
Что изображено на картине?

Работа с учебником (177)Рассмотрите внимательно репродукцию.Что изображено на картине?

Слайд 13Работа с учебником (177)

Какое это время года?
Как вы это определили?

Работа с учебником (177)Какое это время года?Как вы это определили?

Слайд 14Работа с учебником (177)
Что делает девочка?
Как характеризует эта комната её хозяйку?

Работа с учебником (177)Что делает девочка?Как характеризует эта комната её хозяйку?

Слайд 15Девочка… Какая она?
Опрятная
Аккуратная
Чистоплотная
Стройная
Подтянутая
Спортивная
Организованная
Прилежная

Девочка… Какая она?ОпрятнаяАккуратнаяЧистоплотнаяСтройнаяПодтянутаяСпортивнаяОрганизованнаяПрилежная

Слайд 16Систематизация материала
1. Опишите комнату.
2. Какая она?
3. Подберите
определения:
большая
просторная
с высокими потолками
светлая
солнечная


Систематизация материала1. Опишите комнату.2. Какая она?3. Подберитеопределения:большаяпросторнаяс высокими потолкамисветлаясолнечная

Слайд 17Систематизация материала
Стены:
светло-жёлтые с розоватым оттенком
на стене декоративная
тарелка
кашпо с вьющимися цветами

Систематизация материалаСтены:светло-жёлтые с розоватым оттенкомна стене декоративная	тарелкакашпо с вьющимися цветами

Слайд 18Систематизация материала
Пол:
паркетный
«в ёлочку»
блестящий
натертый до блеска
светло-жёлтый
чистый

Систематизация материалаПол:паркетный«в ёлочку»блестящийнатертый до блескасветло-жёлтыйчистый

Слайд 19Систематизация материала
Окно:
высокое
дугообразное
с широким подоконником
окрашенная белой краской рама

Систематизация материалаОкно:высокоедугообразноес широким подоконникомокрашенная белой краской рама

Слайд 20Систематизация материала
Дверь:
двустворчатая
стеклянная
арочного типа
выходящая на балкон
оградительная железная решетка

Систематизация материалаДверь:двустворчатаястекляннаяарочного типавыходящая на балконоградительная железная решетка

Слайд 21Систематизация материала
Стол:
круглый
обеденный
покрытый скатертью
льняная скатерть с длинной бахромой
глиняный кувшин
тарелка-хлебница
чашка

Систематизация материалаСтол:круглыйобеденныйпокрытый скатертьюльняная скатерть с длинной бахромойглиняный кувшинтарелка-хлебницачашка

Слайд 22Систематизация материала
Кровать:
деревянная
низкая
ещё не убрана
смятая подушка
одеяло в белом пододеяльнике

Систематизация материалаКровать:деревяннаянизкаяещё не убранасмятая подушкаодеяло в белом пододеяльнике

Слайд 23Систематизация материала
Стул:
деревянный
лёгкий
прямоугольная изогнутая спинка
круглые тонкие ножки
аккуратно сложенная одежда

Систематизация материалаСтул:деревянныйлёгкийпрямоугольная изогнутая спинкакруглые тонкие ножкиаккуратно сложенная одежда

Слайд 24Словарно-стилистическая работа

Помни!

Девочка одета в…,
но на девочке
надеты…

Словарно-стилистическая работаПомни! Девочка одета в…, но на девочкенадеты…

Слайд 25Контекстуальные синонимы
Яблонская Т.Н.
Татьяна Ниловна
художник
мастер кисти
автор картины
живописец
Девочка
Она
Хозяйка комнаты

Контекстуальные синонимыЯблонская Т.Н.Татьяна Ниловнахудожникмастер кистиавтор картиныживописецДевочка ОнаХозяйка комнаты

Слайд 26Глаголы-помощники
изобразила
показала
передала
нарисовала

запечатлела
создала
написала
представила

Глаголы-помощникиизобразилапоказалапередаланарисовалазапечатлеласоздаланаписалапредставила

Слайд 27Сложный план
В 1954 г. была написана картина…
Автор картины – Т.Н.Яблонская…
Название картины.
II.

Комната девочки.
На переднем плане…
На заднем плане…
III. Хозяйка комнаты.
IV. Впечатление от картины.

Сложный планВ 1954 г. была написана картина…Автор картины – Т.Н.Яблонская…Название картины.II. Комната девочки.На переднем плане…На заднем плане…III.

Слайд 28Подведение итогов урока


Какова основная идея картины?

Подведение итогов урока Какова основная идея картины?

Слайд 29Домашнее задание: сочинение

Желаю творческих успехов.
У вас всё получится!

Домашнее задание: сочинениеЖелаю творческих успехов.У вас всё получится!

Слайд 30Список литературы
Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/М.Т.Баранов. – М.:

Просвещение, 2008. – 254 с
Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 6-м классе:Метод.пособие/ Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 254 с.

ОК

Список литературыРусский язык: учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2008. – 254 сХодякова Л.А.

Слайд 31С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Эстамп, -а, м. Картина-оттиск, снимок с гравюры.
Кашпо, нескл.,

ср. Декоративная ваза для цветочного горшка.


С.И.Ожегов  «Словарь русского языка»		Эстамп, -а, м. Картина-оттиск, снимок с гравюры.		Кашпо, нескл., ср. Декоративная ваза для цветочного

Слайд 32Что такое описание?
Описание – это тип речи.
В описании указываются признаки предметов,

явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.


Что такое описание?Описание – это тип речи.В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее

Слайд 33Чем различается научное и художественное описание?
В научном описании перечисляются точные признаки,

употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.


Чем различается научное и художественное описание?В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном

Слайд 34Можно ли в художественном стиле описать помещение?
Можно, в литературных произведениях часто

встречается такое описание:
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича)
И.С.Тургенев «Муму»


Можно ли в художественном стиле описать помещение?		Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание:А.С.Пушкин «Станционный смотритель»Н.В.Гоголь «Мертвые

Слайд 35Ирина Лисниченко: «Интервью с…»
13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого

окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?
- Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек". Потом она появилась в "Родной речи", других учебниках. По-моему, по картине "Утро" несколько поколений писали сочинение. Даже мои внучки, которым сейчас 22 и 24 года, тоже описывали работу своей прабабушки.


Ирина Лисниченко: «Интервью с…»		13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный

Слайд 36Удачи!

Удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть