Презентация, доклад по русскому языку на тему Условия постановки запятой в простом и сложном предложении. Задание 21 ЕГЭ (10 класс)

Содержание

Задание ЕГЭ 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.1) Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников.

Слайд 1Задание 21 ЕГЭ. Условия постановки запятой в простом и сложном предложении
Автор: Савостьянова

Т. И., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 249 им. М. Маневича
Задание 21 ЕГЭ. Условия постановки запятой в простом и сложном предложенииАвтор: Савостьянова Т. И., учитель русского языка

Слайд 2Задание ЕГЭ 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии

с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников. 2) Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного существования восточных славян. 3) Русская земля огромна, поселения в ней редки. 4) Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. 5) В огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили своё единство — и в первую очередь единство языка. 6) Роль литературы также становится особенно значимой. 7) Она служит той же цели объединения и выражает народное самосознание единства.
Задание ЕГЭ 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом

Слайд 3Простые предложения:
Однородные члены
Мне нужно ехать в деревню к моей дорогой, любимой

бабушке.
2. Обобщающее слово +однородные члены
Я ехал и вспоминал обо всем: о бабушке, о деревне, о долгой дороге.
3. Обращение
Бабушка, я скоро приеду к тебе в деревню!
4. Вводные слова
По словам бабушки, в деревне мне будет хорошо.

Простые предложения:Однородные членыМне нужно ехать в деревню к моей дорогой, любимой бабушке.2. Обобщающее слово +однородные члены Я

Слайд 45. Причастный оборот
Я поехал к бабушке в деревню, находящуюся в

ста километрах от города.
6. Деепричастный оборот
Уезжая к бабушке в деревню, я знал о предстоящей дальней дороге.
7. Обособленное приложение
Я, хороший внук, еду к бабушке в деревню.
8. Обособленное обстоятельство, выраженное производным предлогом и существительным. Несмотря на долгую дорогу, я отправляюсь к бабушке.
5. Причастный оборот Я поехал к бабушке в деревню, находящуюся в ста километрах от города.6. Деепричастный оборот

Слайд 59. Обособленное дополнение
В деревне у бабушки нет никаких особенных красот, кроме

извилистой речки.
10. Сравнительный оборот
Дом у моей бабушки большой, как терем.
11. Уточняющее обстоятельство
Я поеду к бабушке завтра, в 7 часов утра.
12. Междометие
Ах, как весело я проведу время у бабушки!
13. Вставные конструкции
Я еду в деревню, а она расположена далеко, завтра утром.
9. Обособленное дополнениеВ деревне у бабушки нет никаких особенных красот, кроме извилистой речки.10. Сравнительный оборотДом у моей

Слайд 6Сложносочиненные предложения:
14. Я отправляюсь к бабушке в деревню, и мне нужно

будет провести в дороге больше двух часов.
15. Общий второстепенный член (запятой нет)
Завтра я поеду к бабушке и она радостно встретит меня.
Сложносочиненные предложения:14. Я отправляюсь к бабушке в деревню, и мне нужно будет провести в дороге больше двух

Слайд 7Сложноподчиненные предложения:
16. С одним придаточным
Я еду к бабушке, которая живет

в деревне.
Сложные предложения с несколькими придаточными:
CПП с однородным подчинением.
17. Я знаю, что деревня находится далеко, что там меня ждет бабушка.
18. Я знаю, что деревня находится далеко и что там меня ждет бабушка.
19. Я знаю, что деревня находится далеко и там меня ждет бабушка.
Сложноподчиненные предложения: 16. С одним придаточнымЯ еду к бабушке, которая живет в деревне.Сложные предложения с несколькими придаточными:CПП

Слайд 8CПП с неоднородным подчинением.
20. Я помню, где живет моя бабушка, и

знаю, что она меня ждет.
CПП с последовательным подчинением.
21. Я знаю, где находится деревня, в которой живет моя бабушка.
СПП с разными видами подчинения.
22. Я знаю, что деревня, в которой живет моя бабушка, находится далеко и мне предстоит долгий путь.

CПП с неоднородным подчинением.20. Я помню, где живет моя бабушка, и знаю, что она меня ждет.CПП с

Слайд 9Сложные предложения с бессоюзной связью:
23. Деревня моей бабушки находится далеко,

я еду туда. (= И)
24. Я, внук своей бабушки, еду в деревню; она находится в 100 километрах от города. (=И).
Я знаю: деревня моей бабушки находится далеко. (= что)
Завтра я приеду к бабушке – она угостит меня пирожками. (=когда)

Сложные предложения с бессоюзной связью: 23. Деревня моей бабушки находится далеко, я еду туда. (= И) 24.

Слайд 10Сложные предложения с разными видами связи (союзная /сочинительная и подчинительная/ и

бессоюзная):
25. Бессоюзная + сочинительная.
Я знаю: деревня моей бабушки находится далеко, но я все равно поеду туда.
26. Бессоюзная + подчинительная.
Я помню, где живет моя бабушка, и знаю: она меня ждет.
27. Бессоюзная + сочинительная и подчинительная.
Я отправляюсь к бабушке в деревню, находящуюся в 100 километрах от города; мне нужно будет провести в дороге больше двух часов, но я знаю: бабушка меня ждет с пирожками и помнит, что я приеду завтра.
Сложные предложения с разными видами связи (союзная /сочинительная и подчинительная/ и бессоюзная):25. Бессоюзная + сочинительная.Я знаю: деревня

Слайд 11Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Слайд 12ТЕСТ

ТЕСТ

Слайд 13Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет. 2) Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. 3) И вдруг неожиданно жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. 4) Только что было солнце — теперь его поглотила грозная тьма. 5) Сильные порывы ветра, с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути. 6) Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. 7) Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки.

15

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера

Слайд 14Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.

14

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера

Слайд 15Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Мы предполагали выехать рано, но что-то нас задержало. 2) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. 3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра. 4) В лесу, в стоймах и водоемах — всюду разносился запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный. 5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. 6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.

36

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера

Слайд 16Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри…

36

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера

Слайд 17Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Поэт лежал в кабинете, на диване, окружённый книгами своей библиотеки. 2) Он окинул их угасающим взглядом. 3) Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. 4) Томик Байрона с короткой дружеской надписью: «Байрона Пушкину дарит почитатель обоих А. Мицкевич» - рождал в душе воспоминания тех лет, когда он от английского поэта «с ума сходил»... 5) Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни. 6) И в своём творчестве часто обращался к ним.
7) Друзья и книги… 8) Обернувшись к ним, Пушкин тихо промолвил:
— Прощайте, друзья!

13

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть