Презентация, доклад по русскому языку на тему Глагол(5 класс)

Содержание

Глагол как часть речиОбозначаетдействие предметаОтвечает на вопросыЧто делать?Что сделать? Изменяется по временамПрошедшее времяНастоящее времяБудущее времяИзменяется по числам и родамИзменяется по лицам и числам

Слайд 1Глагол

Глагол

Слайд 2Глагол как часть речи
Обозначает
действие
предмета



Отвечает
на вопросы
Что делать?
Что сделать?



Изменяется по

временам

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Изменяется по
числам и родам

Изменяется по
лицам и числам

Глагол как часть речиОбозначаетдействие предметаОтвечает на вопросыЧто делать?Что сделать? Изменяется по временамПрошедшее времяНастоящее времяБудущее времяИзменяется по числам

Слайд 3НЕ с глаголами
Пишутся раздельно
Пишется слитно с глаголами –исключениями, которые не употребляются

без НЕ

Прочитайте предложения. Чем они вас удивили?
Лучше недосолить, чем пересолить
Потчевать велено, а неволить грех.
Я негодую на то, что делает людей несчастными.
Видит око, да зуб неймёт

НЕ с глаголамиПишутся раздельноПишется слитно с глаголами –исключениями, которые не употребляются без НЕПрочитайте предложения. Чем они вас

Слайд 4Неопределённая форма глагола-это начальная форма глагола
Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО

СДЕЛАТЬ?

Не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода


Неопределённая форма имеет окончание –ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ

Задание: образовать от данных существительных однокоренные глаголы, поставить их в неопределённую форму, обозначить окончание и корень
Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение.

Неопределённая форма глагола-это начальная форма глаголаОтвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?Не показывает ни времени, ни числа,

Слайд 5Задание: выписать глаголы в неопределённой форме
Хорошо на свете жить, с ясным

солнышком дружить, свежим воздухом дышать, при открытых окнах спать, руки мыть перед едой и следить за чистотой, мокрой тряпкой пыль стирать, чаще в доме убирать.
Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять.
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Жить – Родине служить
Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.
Переехали речку, стали подниматься по высокой горе, запахло дымом, забрехали собаки.
Задание: выписать глаголы в неопределённой формеХорошо на свете жить, с ясным солнышком дружить, свежим воздухом дышать, при

Слайд 6Глагол в неопределённой форме может быть любым членом предложения
Задание: определить, каким

членом предложения является глагол в неопределённой форме
Грамоте учиться- всегда пригодится.
Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Люблю следить за чайкой крылатой
Лосёнок к водице сбегает напиться.
Глагол в неопределённой форме может быть любым членом предложенияЗадание: определить, каким членом предложения является глагол в неопределённой

Слайд 7Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО СДЕЛАЕТ? т.е. стоят в форме 3 лица (он, она, оно, они)
Брат учится

Глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? т.е стоит в неопределённой форме
Способны учиться


1. Гаснет вечер, даль синеет, солнышко сади___

тся

2 Сонный туман на лугах серебри______, чёрный туман отсырел и дыми____

тся

тся


3. Тут солнце решило приня____ за дело, и поле в неделю зазеленело.

ться

4. Встаёт стеною золотой, волнуе_____ пшеница, и каждый колос
налитой к земле готов клони_____

тся

ться

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголахГлагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? т.е. стоят в форме

Слайд 8Виды глагола
Совершенный вид
Несовершенный вид
Отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО

СДЕЛАЮ?

Отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

Обозначают действие в его течении (процессе)
Мальчики решали задачу

Обозначают действие как достижение цели (результат)
Мальчики решили задачу.

Характерны суффиксы -И, -НУ и приставка С-

Характерны суффиксы –И-, -ВА-, -ИВА- (-ЫВА-) и отсутствие приставок

Виды глаголаСовершенный видНесовершенный видОтвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЮ?Отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО

Слайд 9Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и

тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару.

Задание: образуйте от данных глаголов формы несовершенного вида при помощи суффиксов –ЫВА, -ИВА-, -ВА

Опоздать на поезд
Оглядеться вокруг
Вылить воду
Развить мысль
Дать совет
Рассказать новости
Заработать деньги
Затронуть вопрос
Перечитать рассказ
Встать рано
Издать стихи

Опаздывать на поезд
Оглядываться вокруг
Выливать воду
Развивать мысль
Давать совет
Рассказывать новости
Зарабатывать деньги
Затрагивать вопрос
Перечитывать рассказ
Вставать рано
Издавать стихи

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы

Слайд 10Буквы Е-И в корнях с чередованием.
-бер- бира-
-пер-пира-
-дер-дира-
-тер-тира-
-мер-мира-
-стел-стила-
В корнях с чередованиями Е-И

пишется И, если после корня стоит суффикс –А-

Внимание!
Написание Е-И в корнях нельзя проверить ударением

Буквы Е-И в корнях с чередованием.-бер- бира--пер-пира--дер-дира--тер-тира--мер-мира--стел-стила-В корнях с чередованиями Е-И пишется И, если после корня стоит

Слайд 11Работа с перфокартой
1 вариант
Бл___стать
Зам___реть
Зам___рать
Расст___лить
Пост____лить
Бл___стеть
Прот____рать
Раст____рать
Расст___лать
2 вариант
Бл___стеть
Зап___рать
Заст___лить
Соб___ру
Соб___раю
Подж____гать
Зап____реть
Уд___рать
Выт___рать
И
Е
И
Е
Е
Е
И
И
И
Е
И
Е
Е
И
И
Е
И
И
3 вариант
Проб___рать
Раст___реть
Бл___щет
Проб___раться
Сд___раю
Сд___рёт
Выт___реть
Приб___ру
Бл___снуть
И
Е
Е
И
И
Е
Е
Е
Е

Работа с перфокартой1 вариантБл___статьЗам___ретьЗам___ратьРасст___литьПост____литьБл___стетьПрот____ратьРаст____ратьРасст___лать2 вариантБл___стетьЗап___ратьЗаст___литьСоб___руСоб___раюПодж____гатьЗап____ретьУд___ратьВыт___ратьИЕИЕЕЕИИИЕИЕЕИИЕИИ3 вариантПроб___ратьРаст___ретьБл___щетПроб___ратьсяСд___раюСд___рётВыт___ретьПриб___руБл___снутьИЕЕИИЕЕЕЕ

Слайд 12Время глагола
Настоящее
Прошедшее
Будущее
Что делаю? Что делаем?
Обозначает действие, совершаемое в данный момент времени
Что

делали? Что сделали?

Обозначает уже свершившееся действие

Что сделаем? Что будем делать?

Обозначает действие, которое произойдёт

Время глаголаНастоящееПрошедшееБудущееЧто делаю? Что делаем?Обозначает действие, совершаемое в данный момент времениЧто делали? Что сделали?Обозначает уже свершившееся действиеЧто

Слайд 13делаю
сделал
делал
сделаю
Буду делать
Вывод: Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и

будущее время, а глаголы несовершенного вида- три временные формы: настоящее, прошедшее и будущее время
делаюсделалделалсделаюБуду делатьВывод: Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее время, а глаголы несовершенного вида-

Слайд 14Прошедшее время
От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы прошедшего времени.

Выделить суффиксы.

Бежать
Суметь
Расцветать
Припаять
Нравиться


Бежал
Сумел
Расцветал
Припаял
Нравился

Прошедшее времяОт данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы прошедшего времени. Выделить суффиксы.БежатьСуметьРасцветатьПрипаятьНравитьсяБежалСумелРасцветалПрипаялНравился

Слайд 15Настоящее время
!Все глаголы настоящего времени- несовершенного вида
Задание: Записать текст. В глаголах

настоящего времени выделить окончания, указать их значения.

Какое наслаждение выехать весной до зари! Вы выходите на крыльцо. На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды. Влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной. Слышится сдержанный шёпот ночи. Деревья слабо шумят. Пруд едва начинает дымиться. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.

Настоящее время!Все глаголы настоящего времени- несовершенного видаЗадание: Записать текст. В глаголах настоящего времени выделить окончания, указать их

Слайд 16Выходите – 2спр.,1-е л.,мн.ч
Мигают – 1спр.,3-е л.,мн.ч.
Набегает - 1 спр.,3-е л.,

ед.ч

Слышится – 2 спр..3-е л., ед.ч

Шумят - 2 спр..3-е л., мн.ч

Начинает - 1 спр.. 3-е л., ед.ч

Светлеет - 1 спр., 3-е л., ед.ч

Яснеет - 1 спр., 3-е л., ед.ч

Белеют - 1 спр., 3-е л.,мн.ч

Зеленеют -1 спр., 3-е л.. мн.ч

Глаголы настоящего времени обозначают действие, происходящее не только в момент речи, но и постоянно.

Выходите – 2спр.,1-е л.,мн.чМигают – 1спр.,3-е л.,мн.ч.Набегает - 1 спр.,3-е л., ед.чСлышится – 2 спр..3-е л., ед.чШумят

Слайд 17Будущее время
Простая форма
(Что сделает?)
Заиграет
Сложная форма
(Что будет делать?)
Будет играть
Задание: обозначить время и

вид глаголов

Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечивают солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины. Зеленеет, цветёт, звенит и веселится всё в природе. Ласкает солнце безлистые берёзы, что-то нашёптывает им ветер. Но не торопятся берёзы распускаться. Ждут они, когда наступит надёжное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.

Будущее времяПростая форма(Что сделает?)ЗаиграетСложная форма(Что будет делать?)Будет игратьЗадание: обозначить время и вид глаголовСветлые волокна облачков плывут по

Слайд 18Спряжение глагола
Это изменение глагола по лицам и числам
В русском языке два

вида спряжения -1 и 2

Нужно уметь определять спряжение, чтобы не сделать ошибки в написании окончания глагола. Для этого есть две возможности:
По ударному личному окончанию глагола
По гласной суффикса глагола в неопределённой форме

Спряжение глаголаЭто изменение глагола по лицам и числамВ русском языке два вида спряжения -1 и 2Нужно уметь

Слайд 19Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения


Мн.ч
Ед.ч
1л.
2.Л
3 л.
У,ю
шь
т
Е
Е

м
те
Ут, ют


1л.
2л.
3 л.
У,ю
И
шь
т
И
м
те
Ат, ят

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряженияМн.чЕд.ч1л.2.Л3 л.У,юшьтЕЕмтеУт, ют1л.2л.3 л.У,юИшьтИмтеАт, ят

Слайд 20Задание: распределить глаголы по типам спряжений
Говорит, вьются, нырнёте, кричит, шьём, звенят,

шевельнёт, зовут, грызёт, летишь, гласят, шевелит, растёшь, стремишься, польёт, разглядишь, начнут, блестят

1 спряжение:
Вьются, нырнёте, шьём, шевельнёт, зовут, грызёт, растёшь, польёт, начнут

2 спряжение:
Говорит, кричит, звенят, летишь, гласят, шевелит, стремишься, разглядишь. блестят

Задание: распределить глаголы по типам спряженийГоворит, вьются, нырнёте, кричит, шьём, звенят, шевельнёт, зовут, грызёт, летишь, гласят, шевелит,

Слайд 21Правописание безударных личных окончаний глаголов
!Чтобы не ошибиться в написании безударного личного

окончания глагола, необходимо определить его спряжение

Для этого необходимо:

Поставить глагол в неопределённую форму
Посмотреть, на что оканчивается глагол (суффикс перед –ть)
Проверить, входит ли глагол в список глаголов – исключений
Если да, то глагол 2-го спряжения, если нет,то-1-го
Написать соответствующее окончание

Правописание безударных личных окончаний глаголов!Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, необходимо определить его спряжениеДля

Слайд 22Глаголы –исключения 2-го спряжения
Все на –ить (кроме брить, стелить)
7 на –еть
Терпеть
Вертеть
Обидеть
Зависеть
Ненавидеть
Видеть
Смотреть


4

на –ать
Держать
Слышать
Дышать
Гнать

Глаголы –исключения 2-го спряженияВсе на –ить (кроме брить, стелить)7 на –етьТерпетьВертетьОбидетьЗависетьНенавидетьВидетьСмотреть4 на –атьДержатьСлышатьДышатьГнать

Слайд 23Выписать из текста в 2 столбика глаголы 1 и 2 спряжения
Каланы-самые

редкие звери. Они жив.т на Командорских островах. Целый день каланы провод.т в море. Они игра.т, резв.тся, покачива.тся на волнах, дремл.т. Каланы люб.т плавать на спине. Нырн.т калан, достан.т со дна морского ежа, ляж.т на спину, иголки лапками облома.т и грыз.т. Детей своих каланы нянч..т в море. Сид.т малыш у матери на животе, верт.тся, смотр.т кругом. Она его подбрасыва.т, щекоч..т. Только на ночь калан выход..т на берег. Выжм..т лапками шубку и сп..т прямо на камнях. Мех у калана густой, шелковистый, чёрный с красным отливом. Нет на свете меха лучше, чем мех калана
Выписать из текста в 2 столбика глаголы 1 и 2 спряженияКаланы-самые редкие звери. Они жив.т на Командорских

Слайд 24Работа с перфокартой
1вариант
Дума …м
Пиш….м
Прыга…м
Пада….м
Куп….м
Закрыва….т
Пряч….шь
2 вариант
Чувству…..м
Чита…..м
Трениру…..мся
Зна…..м
Купа…..м
Спор….шь
Пляш…..шь
е
е
е
е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
И
Е

Работа с перфокартой1вариантДума …мПиш….мПрыга…мПада….мКуп….мЗакрыва….тПряч….шь2 вариантЧувству…..мЧита…..мТрениру…..мсяЗна…..мКупа…..мСпор….шьПляш…..шьееееЕЕЕЕЕЕЕИЕ

Слайд 25Ь после шипящих в глаголах 2 лица ед.числа
Во 2-м лице

единственного числа после Ш пишется Ь Перед – СЯ Ь сохраняется

От данных глаголов образовать форму 2-го лица ед.числа
Рассказать-
Смотреть-
Улыбаться-
Стремиться-
Вглядываться- Вглядываешься
Назначь-
Уволь

Расскажешь
Смотришь
Улыбаешься
Стремишься

Назначьте
Увольте

Ь после шипящих в глаголах 2 лица ед.числа Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется Ь

Слайд 26Распределить слова по колонкам
Увлеч..ся, отправиш..ся, камыш.., могуч..,терпиш.., не зависиш.., ландыш…, собираеш…ся,

береч…, из-за туч…,мыш.., бродиш…, спешиш…, хорош…, пахуч…, пейзаж…
Распределить слова по колонкамУвлеч..ся, отправиш..ся, камыш.., могуч..,терпиш.., не зависиш.., ландыш…, собираеш…ся, береч…, из-за туч…,мыш.., бродиш…, спешиш…, хорош…,

Слайд 28Морфологический разбор глагола
Вечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река.

Низко над водой летают ласточки, неугомонно трещит кузнечик. Дремлет тихий затон. Рыболов садится в пышные заросли душистых трав. На стеклянной глади замер поплавок. В реке отражаются причудливые очертания облаков. Вспыхнул ветерок. Зашелестели тростники. Зарябила вода, и по воде поплыли листья. Большая рыбина всплеснула у самого берега.
Морфологический разбор глаголаВечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река. Низко над водой летают ласточки, неугомонно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть