Слайд 1
Задание № 8
ЕГЭ
Синтаксические нормы русского языка
Выполнила учитель высшей категории
Сарвартдинова Нурия
Амировна
Слайд 21. Ошибки в построении предложений
с однородными членами
ОШИБКА:
Девушка, сидевшая у окна
и которая хорошо пела, запомнилась всем
Слайд 31.1 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный
оборот и придаточное определительное , начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
ВЕРНО:
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Либо:
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Слайд 4ОШИБКА:
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше
не будет.
Слайд 51.2 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение,
выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение
ВЕРНО:
Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.
Либо:
Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Слайд 6Ошибка :
Я люблю музыку и кататься на коньках.
Слайд 71.3 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как
однородные члены имя существительные и инфинитив
(разные части речи)
ВЕРНО:
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Либо:
Я люблю музыку и катание на коньках.
Слайд 8Ошибка:
Автор в этой статье исследует(ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о
природе света.
Слайд 91.4 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два
сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов- сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
ВЕРНО:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.
Либо:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней.
Слайд 10Ошибка:
На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные
спектакли.
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Слайд 111.5 Недопустимо , чтобы части двойных союзов не только …, но
и…; как…,так и… связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
ВЕРНО:
На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли
Для нас интересны как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Слайд 12Ошибка:
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а
также для внедрения их в практику.
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных , а также из неофициальных источников.
Слайд 131.6 Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные
пары двойных союзов
Части двойных союзов «не только…,но и …»; «как.., так и …» постоянные!!!
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных , так и их неофициальных источников
Слайд 14Ошибка:
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами : справедливость, благородство,
простота.
Слайд 151.7 Недопустимо , чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом стояли
НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.
ВЕРНО:
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ? ) редкими душевными качествами (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.
Слайд 16Ошибка:
Толпы людей были повсюду:
на улицах, площадях, скверах.
Турфирмы сегодня предлагают вам
побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.
Слайд 171.8 Недопустимо , чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные
предлоги.
ВЕРНО:
Толпы людей были повсюду:
на улицах, площадях, в скверах
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и на Кипре.
Слайд 182. Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
ОШИБКА:
Приехавшие делегаты
на съезд должны зарегистрироваться
Слайд 192.1 Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен
полностью стоять ДО или ПОСЛЕ определяемого слова и не должен разрываться им на части.
ВЕРНО:
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
Либо:
Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться.
Слайд 20Ошибка:
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?) , привлекающих туристов со
всего света , связано с гейзерами и вулканами.
Слайд 212.2 Недопустимо , чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в
разном роде , числе, падеже.
ВЕРНО:
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?) , привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Слайд 22Ошибка:
Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из
хвойных деревьев.
Слайд 232.3 Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое
не является определяемым словом для этого причастного оборота.
ВЕРНО:
Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
Слайд 243. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
ОШИБКА:
Возвращаясь домой, Бориса застиг
дождь.
Слайд 253.1 Грамматически неправильным является такое предложение , в котором действие, выраженное
глаголом – сказуемым , и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.
ВЕРНО:
Возвращаясь домой, Борис попал под дождь.
Слайд 26Примечание:
Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором
выражено неопределенной формой глагола.
ПРИМЕРЫ:
Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.
Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Слайд 27Действуй по следующему алгоритму:
Выдели грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения
предложения.
Определи, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное (добавочное) действие, обозначенное деепричастием.
Если найденное подлежащее выполняет действие, названное глаголом- сказуемым и деепричастием, ты нашел правильный ответ.
Слайд 284. Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением
ОШИБКА:
В журнале «Новом мире»
напечатана рецензия на это произведение.
В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.
Слайд 294.1 Название , заключенное в кавычки и данное вместе с родовым
словом («повесть», «рассказ», «поэма»…)является несогласованным приложением и должно стоять в Им. падеже.
ВЕРНО:
В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.
В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
НО: В «Войне и мир» действуют свыше пятисот персонажей. (без родового слова)
Слайд 305. ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с
предлогом.
Ошибка:
1.Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека.
2.Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.
3.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
Слайд 315.1 После предлогов БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,ПОДОБНО,НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в
форме дательного падежа.
ВЕРНО:
1.Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаниЯМ человека.
2.Согласно сложившихся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием.
3.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правилАМ, не летом, а зимой.
Слайд 32Ошибка:
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
по окончанию курсов
английского языка я получил сертификат.
По завершению строительства рабочие оставили идеальный порядок
По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить.
По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих знакомых.
По прилету в Москву следует посетить Красную площадь.
Слайд 335.2 После предлога по в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется
в форме предложного падежа.
ВЕРНО:
По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.
по окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
По завершениИ строительства рабочие оставили идеальный порядок
По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить.
По приездЕ в Венецию я сразу посетил несколько своих знакомых.
По прилетЕ в Москву следует посетить Красную площадь.
Слайд 345.3 Запомнить падежную форму имени существительного или местоимения , стоящего после
глагола.
Оплатить(что?) телефон, проезд, счет…
Указывать (на что?) на недостатки, на недочеты…
Признаться (в чем?) во всем, в своих грехах…
Уделять внимание (чему?) изучению, учебе..
Отчитаться (в чём?) в проделанной работе..
Скучать , грустить (по ком?) по вас, по нас..
Поражаться (чему?) твоему терпению
Упрекать (в чём?) в бессердечии…
Удивляться (чему?) рассказам…
Установить (что?) причины аварии…
Слайд 35Запомнить управление при следующих именах существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией, учебной частью,
работой…
Управляющий (чем?) банком, фирмой..
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации…
Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию…
Слайд 366. ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
ОШИБКА:
Те, кто
бывал в Кижах, видел , как вдоль всего острова тянется каменная гряда…
Все , кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Слайд 376.1 В СПП , построенных по модели «те, кто..», «все, кто…»,
при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в ед.числе, а при подлежащих ТЕ(ВСЕ) глаголы- сказуемые употребляются во мн.числе.
ВЕРНО:
Те, кто бывал в Кижах, виделИ , как вдоль всего острова тянется каменная гряда…
Все , кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Слайд 387. Ошибка в построении предложений с косвенной речью
ОШИБКА:
Учитель поинтересовался, что кто
отсутствует в классе.
Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть посуду.
Слайд 397.1 Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь
ВЕРНО:
Учитель поинтересовался,
кто отсутствует в классе.
Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть посуду.
Слайд 40ОШИБКА:
В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице
Чехова несомненную интеллигентность».
Слайд 417.2 Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части
употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме 1-го лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме 3-го лица.
ВЕРНО:
В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Слайд 428. ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
ОШИБКА:
А.С.Пушкин
подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Слайд 438.1 следует обратить особое внимание на проблему согласования времен глаголов в
предложении.
ВЕРНО:
А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.
Слайд 449.Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения.
Ошибка:
Размышляя о значении литературы, понимаешь,
что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
Слайд 459.1 При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый
выбор , неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребления лишнего союза
ВЕРНО:
Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.