Презентация, доклад по русскому языку на тему Синтаксические нормы русского языка. Задание № 7. ЕГЭ.

Содержание

1. Ошибки в построении предложений с однородными членамиОШИБКА:Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем

Слайд 1 Задание № 8 ЕГЭ
Синтаксические нормы русского языка



Выполнила учитель высшей категории
Сарвартдинова Нурия

Амировна
Задание № 8  ЕГЭСинтаксические нормы русского языкаВыполнила учитель высшей категории Сарвартдинова Нурия Амировна

Слайд 21. Ошибки в построении предложений с однородными членами
ОШИБКА:

Девушка, сидевшая у окна

и которая хорошо пела, запомнилась всем
1. Ошибки в построении предложений  с однородными членамиОШИБКА:Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась

Слайд 31.1 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный

оборот и придаточное определительное , начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
ВЕРНО:
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Либо:
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

1.1 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное , начинающееся

Слайд 4ОШИБКА:
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше

не будет.
ОШИБКА: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Слайд 51.2 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение,

выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение

ВЕРНО:
Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.
Либо:
Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

1.2 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложениеВЕРНО:

Слайд 6Ошибка :
Я люблю музыку и кататься на коньках.

Ошибка :Я люблю музыку и кататься на коньках.

Слайд 71.3 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как

однородные члены имя существительные и инфинитив (разные части речи)

ВЕРНО:

Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

Либо:

Я люблю музыку и катание на коньках.

1.3 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительные и инфинитив

Слайд 8Ошибка:

Автор в этой статье исследует(ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о

природе света.
Ошибка: Автор в этой статье исследует(ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света.

Слайд 91.4 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два

сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов- сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

ВЕРНО:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.
Либо:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней.

1.4 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя

Слайд 10Ошибка:
На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные

спектакли.

Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Ошибка:На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.Для нас как интересен образ Раскольникова,

Слайд 111.5 Недопустимо , чтобы части двойных союзов не только …, но

и…; как…,так и… связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

ВЕРНО:
На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли

Для нас интересны как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

1.5 Недопустимо , чтобы части двойных союзов не только …, но и…; как…,так и… связывали разные понятия:

Слайд 12Ошибка:
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а

также для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных , а также из неофициальных источников.
Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.Сведения

Слайд 131.6 Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные

пары двойных союзов Части двойных союзов «не только…,но и …»; «как.., так и …» постоянные!!!

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных , так и их неофициальных источников

1.6 Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов Части двойных союзов

Слайд 14Ошибка:
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами : справедливость, благородство,

простота.
Ошибка:Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами : справедливость, благородство, простота.

Слайд 151.7 Недопустимо , чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом стояли

НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.

ВЕРНО:
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ? ) редкими душевными качествами (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

1.7 Недопустимо , чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом стояли НЕ в том же падеже, что

Слайд 16Ошибка:
Толпы людей были повсюду:
на улицах, площадях, скверах.

Турфирмы сегодня предлагают вам

побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.
Ошибка:Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и

Слайд 171.8 Недопустимо , чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные

предлоги.

ВЕРНО:
Толпы людей были повсюду:
на улицах, площадях, в скверах

Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и на Кипре.

1.8 Недопустимо , чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.ВЕРНО:Толпы людей были повсюду: на улицах,

Слайд 182. Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
ОШИБКА:
Приехавшие делегаты

на съезд должны зарегистрироваться
2. Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ ОШИБКА: Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться

Слайд 192.1 Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен

полностью стоять ДО или ПОСЛЕ определяемого слова и не должен разрываться им на части.

ВЕРНО:
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
Либо:
Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться.

2.1 Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять ДО или ПОСЛЕ определяемого

Слайд 20Ошибка:
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?) , привлекающих туристов со

всего света , связано с гейзерами и вулканами.
Ошибка:Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?) , привлекающих туристов со всего света , связано с гейзерами

Слайд 212.2 Недопустимо , чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в

разном роде , числе, падеже.

ВЕРНО:
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?) , привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

2.2 Недопустимо , чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде , числе, падеже.ВЕРНО:Одно из

Слайд 22Ошибка:

Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из

хвойных деревьев.
Ошибка: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

Слайд 232.3 Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое

не является определяемым словом для этого причастного оборота.

ВЕРНО:

Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

2.3 Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого

Слайд 243. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
ОШИБКА:


Возвращаясь домой, Бориса застиг

дождь.
3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотомОШИБКА:Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.

Слайд 253.1 Грамматически неправильным является такое предложение , в котором действие, выраженное

глаголом – сказуемым , и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.

ВЕРНО:

Возвращаясь домой, Борис попал под дождь.

3.1 Грамматически неправильным является такое предложение , в котором действие, выраженное глаголом – сказуемым , и действие,

Слайд 26Примечание:
Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором

выражено неопределенной формой глагола.
ПРИМЕРЫ:
Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.
Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Примечание: Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором выражено неопределенной формой глагола.ПРИМЕРЫ: Вставляя пропущенные

Слайд 27Действуй по следующему алгоритму:
Выдели грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения

предложения.

Определи, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное (добавочное) действие, обозначенное деепричастием.

Если найденное подлежащее выполняет действие, названное глаголом- сказуемым и деепричастием, ты нашел правильный ответ.


Действуй по следующему алгоритму:Выдели грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения предложения. Определи, может ли найденное подлежащее

Слайд 284. Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением
ОШИБКА:
В журнале «Новом мире»

напечатана рецензия на это произведение.

В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.
4. Ошибки в построении предложений с несогласованным приложениемОШИБКА:В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.В оде

Слайд 294.1 Название , заключенное в кавычки и данное вместе с родовым

словом («повесть», «рассказ», «поэма»…)является несогласованным приложением и должно стоять в Им. падеже.

ВЕРНО:
В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.
В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
НО: В «Войне и мир» действуют свыше пятисот персонажей. (без родового слова)

4.1 Название , заключенное в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма»…)является несогласованным приложением

Слайд 305. ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с

предлогом.

Ошибка:
1.Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека.
2.Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.
3.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.

5. ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом.Ошибка:1.Настоящий успех может быть достигнут только

Слайд 315.1 После предлогов БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,ПОДОБНО,НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в

форме дательного падежа.

ВЕРНО:
1.Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаниЯМ человека.
2.Согласно сложившихся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием.
3.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правилАМ, не летом, а зимой.


5.1 После предлогов БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,ПОДОБНО,НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме дательного падежа.ВЕРНО:1.Настоящий успех может быть

Слайд 32Ошибка:
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
по окончанию курсов

английского языка я получил сертификат.
По завершению строительства рабочие оставили идеальный порядок
По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить.
По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих знакомых.
По прилету в Москву следует посетить Красную площадь.
Ошибка:По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. по окончанию курсов английского языка я получил сертификат. По

Слайд 335.2 После предлога по в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется

в форме предложного падежа.

ВЕРНО:
По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.
по окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
По завершениИ строительства рабочие оставили идеальный порядок
По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить.
По приездЕ в Венецию я сразу посетил несколько своих знакомых.
По прилетЕ в Москву следует посетить Красную площадь.

5.2 После предлога по в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.ВЕРНО: По прибытиИ

Слайд 345.3 Запомнить падежную форму имени существительного или местоимения , стоящего после

глагола.

Оплатить(что?) телефон, проезд, счет…
Указывать (на что?) на недостатки, на недочеты…
Признаться (в чем?) во всем, в своих грехах…
Уделять внимание (чему?) изучению, учебе..
Отчитаться (в чём?) в проделанной работе..
Скучать , грустить (по ком?) по вас, по нас..
Поражаться (чему?) твоему терпению
Упрекать (в чём?) в бессердечии…
Удивляться (чему?) рассказам…
Установить (что?) причины аварии…

5.3 Запомнить падежную форму имени существительного или местоимения , стоящего после глагола.Оплатить(что?) телефон, проезд, счет…Указывать (на что?)

Слайд 35Запомнить управление при следующих именах существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией, учебной частью,

работой…
Управляющий (чем?) банком, фирмой..
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации…
Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию…
Запомнить управление при следующих именах существительных:Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией, учебной частью, работой…Управляющий (чем?) банком, фирмой..Отзыв (о чём?)

Слайд 366. ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
ОШИБКА:
Те, кто

бывал в Кижах, видел , как вдоль всего острова тянется каменная гряда…
Все , кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
6. ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.ОШИБКА:Те, кто бывал в Кижах, видел , как

Слайд 376.1 В СПП , построенных по модели «те, кто..», «все, кто…»,

при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в ед.числе, а при подлежащих ТЕ(ВСЕ) глаголы- сказуемые употребляются во мн.числе.

ВЕРНО:
Те, кто бывал в Кижах, виделИ , как вдоль всего острова тянется каменная гряда…
Все , кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

6.1 В СПП , построенных по модели «те, кто..», «все, кто…», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в

Слайд 387. Ошибка в построении предложений с косвенной речью
ОШИБКА:
Учитель поинтересовался, что кто

отсутствует в классе.
Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть посуду.
7. Ошибка в построении предложений с косвенной речьюОШИБКА:Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе.Мама спросила, что смогу

Слайд 397.1 Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь
ВЕРНО:
Учитель поинтересовался,

кто отсутствует в классе.
Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть посуду.

7.1 Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речьВЕРНО:Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе.Мама спросила, смогу

Слайд 40ОШИБКА:

В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице

Чехова несомненную интеллигентность».
ОШИБКА:В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Слайд 417.2 Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части

употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме 1-го лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме 3-го лица.

ВЕРНО:
В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».


7.2 Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и

Слайд 428. ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
ОШИБКА:
А.С.Пушкин

подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
8. ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм. ОШИБКА: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию -

Слайд 438.1 следует обратить особое внимание на проблему согласования времен глаголов в

предложении.

ВЕРНО:
А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

8.1 следует обратить особое внимание на проблему согласования времен глаголов в предложении.ВЕРНО:А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию

Слайд 449.Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения.
Ошибка:
Размышляя о значении литературы, понимаешь,

что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
9.Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения.Ошибка:Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на

Слайд 459.1 При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый

выбор , неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребления лишнего союза

ВЕРНО:

Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.

9.1 При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор , неправильное или неточное использование

Слайд 46УДАЧИ НА ЕГЭ!!!

УДАЧИ НА ЕГЭ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть