Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфема - значимая часть слова ( 5 класс )

Содержание

-ш- ?шли, прошли корень -ш- ?

Слайд 1Урок в 5 классе
Русский язык

Урок  в 5 классеРусский язык

Слайд 3-ш- ?

шли, прошли

корень -ш- ?

-ш- ?шли, прошли   корень -ш- ?

Слайд 4Морфема - значимая часть слова.

Морфемика – раздел науки о языке, который

изучает морфемы.
Морфема - значимая часть слова.Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.

Слайд 5Отгадай слово!
т
ти
тигр
тигрята

Отгадай слово!ттитигртигрята

Слайд 6
Тема урока

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие

морфемы от звука (буквы) и слога
Тема урокаМорфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога

Слайд 8

рук-а
рук-ав
на-рук-ав-ник


рук-арук-ав на-рук-ав-ник

Слайд 9Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова,

в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).
Вывод:  ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение,

Слайд 10Понаблюдаем!

рука рукав □ нарукавник □
руки рукава

нарукавника
руке рукаву нарукавнику
руку рукавом нарукавником
Понаблюдаем!рука	 рукав □	  нарукавник □руки    рукава	  нарукавникаруке    рукаву

Слайд 11

Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение

слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.
Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы

Слайд 12Порядок
разбора слова по составу

Установить, какой частью речи является слово,

изменить слово, и в соответствии с этим выделить окончание и основу.

Определить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова. Выделить корень.

Выяснить, как образовано слово (от какого слова, с помощью какой морфемы). Выделить приставку, суффикс.

Порядок разбора слова по составу Установить, какой частью речи является слово, изменить слово, и в соответствии с

Слайд 13ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА!

ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА!

Слайд 14Игра «Третий лишний»

Подумайте, все ли слова родственные или однокоренные? Почему?

Лес, лестница,

лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево..
Игра «Третий лишний»Подумайте, все ли слова родственные или однокоренные? Почему?Лес, лестница, лесничий.Честный, чесночный, чеснок.Левый, лев, налево..

Слайд 15Проверь себя

Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево.

Проверь себяЛес, лестница, лесничий.Честный, чесночный, чеснок.Левый, лев, налево.

Слайд 16Работа в парах
Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Определить значение суффиксов

и приставок, используя соответствующий словарь.

Б..родач, ал..нький, бесп..лезный, нал..пить, закр..чать, медв..жонок, по..земный, мудрец, д..ехать, переб..жать, стр..итель, т..рговец.
Работа в парах Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Определить значение суффиксов и приставок, используя соответствующий словарь.

Слайд 17Проверь себя
Бородач, аленький, бесполезный, налепить, закричать, медвежонок, подземный, мудрец, доехать, перебежать,

строитель, торговец.
-ач- со значением лица по преобладающему признаку
-еньк- уменьшительно-ласкательные значение
бес- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем
на- направление действия
за- направление действия
-онок- названия молодых животных (детёнышей)
под- направление действия
-ец- названия лиц по роду занятий 
до- направление действия
пере- направление действия
-тель-  названия лиц по роду занятий 
-овец-   названия лиц по роду занятий 

Проверь себяБородач, аленький, бесполезный, налепить, закричать, медвежонок, подземный, мудрец, доехать, перебежать, строитель, торговец.-ач- со значением лица по

Слайд 18Самостоятельная работа
Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

Вода – безводный, безводность;

подводный – подводник; звезда – звездочка, звездный – беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
Самостоятельная работаВыделите в данных словах словообразовательные морфемы. Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка,

Слайд 19Проверь себя

Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка,

звездный – беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
Проверь себяВода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка, звездный – беззвездный, созвездие; трава –

Слайд 20Орфографическая пятиминутка

Записать слова в три столбика в зависимости от того,

в какой морфеме находится орфограмма – безударный гласный.

Орфографическая пятиминутка Записать слова в три столбика в зависимости от того, в какой морфеме находится орфограмма –

Слайд 21Домашнее задание

§ 70, 71, выучить правила. Выполнить упражнение ( на выбор)

377 или 378.
Домашнее задание§ 70, 71, выучить правила. Выполнить упражнение ( на выбор) 377 или 378.

Слайд 22СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть