Слайд 3-ш- ?
шли, прошли
корень -ш- ?
Слайд 4Морфема - значимая часть слова.
Морфемика – раздел науки о языке, который
изучает морфемы.
Слайд 5Отгадай слово!
т
ти
тигр
тигрята
Слайд 6
Тема урока
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие
морфемы от звука (буквы) и слога
Слайд 9Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова,
в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).
Слайд 10Понаблюдаем!
рука рукав □ нарукавник □
руки рукава
нарукавника
руке рукаву нарукавнику
руку рукавом нарукавником
Слайд 11
Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение
слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.
Слайд 12Порядок
разбора слова по составу
Установить, какой частью речи является слово,
изменить слово, и в соответствии с этим выделить окончание и основу.
Определить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова. Выделить корень.
Выяснить, как образовано слово (от какого слова, с помощью какой морфемы). Выделить приставку, суффикс.
Слайд 14Игра «Третий лишний»
Подумайте, все ли слова родственные или однокоренные? Почему?
Лес, лестница,
лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево..
Слайд 15Проверь себя
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево.
Слайд 16Работа в парах
Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Определить значение суффиксов
и приставок, используя соответствующий словарь.
Б..родач, ал..нький, бесп..лезный, нал..пить, закр..чать, медв..жонок, по..земный, мудрец, д..ехать, переб..жать, стр..итель, т..рговец.
Слайд 17Проверь себя
Бородач, аленький, бесполезный, налепить, закричать, медвежонок, подземный, мудрец, доехать, перебежать,
строитель, торговец.
-ач- со значением лица по преобладающему признаку
-еньк- уменьшительно-ласкательные значение
бес- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем
на- направление действия
за- направление действия
-онок- названия молодых животных (детёнышей)
под- направление действия
-ец- названия лиц по роду занятий
до- направление действия
пере- направление действия
-тель- названия лиц по роду занятий
-овец- названия лиц по роду занятий
Слайд 18Самостоятельная работа
Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.
Вода – безводный, безводность;
подводный – подводник; звезда – звездочка, звездный – беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
Слайд 19Проверь себя
Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка,
звездный – беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
Слайд 20Орфографическая пятиминутка
Записать слова в три столбика в зависимости от того,
в какой морфеме находится орфограмма – безударный гласный.
Слайд 21Домашнее задание
§ 70, 71, выучить правила. Выполнить упражнение ( на выбор)
377 или 378.