Презентация, доклад по русскому языку на тему Фразеологизмы(6 класс)

Содержание

фразеологизм Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Слайд 1Фразеологизмы и их роль в русском языке 6 класс

Фразеологизмы и их роль  в русском языке  6 класс

Слайд 2фразеологизм
Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре,

лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.
фразеологизм Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению

Слайд 3Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний

Словосочетания
1)Любое из слов можно заменить другими словами
2)

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
3) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Повесить бельё, волчий хвост


Фразеологизмы
1) В их составе нельзя заменять одно слово другим
2) Слова теряют свою самостоятельность
3) Как и слова, используются готовыми, запоминаются.
Повесить нос,
волчий аппетит

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетанийСловосочетания1)Любое из слов можно заменить другими словами2) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность3) Создаются

Слайд 4ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИИ

ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИИ

Слайд 6Загадки
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно

говорят:
Водой...

Мы исходили городок
Буквально вдоль и...
И так устали мы в дороге,
Что еле...

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...

Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, ...
Пожалуй, слушать их не станут:
От этой песни уши...

Загадки Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой... Мы исходили городок

Слайд 7Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему?

1).Медвежья услуга, медвежья берлога.


2).С чистым сердцем, с чистым полотенцем
3).Горькая микстура, горькая правда.

Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему?1).Медвежья услуга, медвежья берлога. 2).С чистым сердцем, с чистым полотенцем

Слайд 8Назови фразеологизм, объясни его значение
1
2
3
4
5
6

Назови фразеологизм, объясни его значение123456

Слайд 9Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём,

свиньёй
Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй

Слайд 10Продолжите выражение
Хитер как …
Злой как …
Грязный как …
Трусливый как …
Колючий как


Надут как …
Упрям как …
Нем как …
Здоров как …
Голоден как …
Как … на новые ворота

Продолжите выражениеХитер как …Злой как …Грязный как …Трусливый как …Колючий как …Надут как …Упрям как …Нем как

Слайд 11 В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое

значение?

 
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)

В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? 

Слайд 12Проверяем
  Мой самый близкий друг Шурик

любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

Проверяем       Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши

Слайд 13 Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив

стрелкой два фразеологизма

1) хоть пруд пруди
2) кто во что горазд
3) как снег на голову
4) ни рыба ни мясо
5) рукой подать
6) куда ноги несут
7)с пустыми руками
8)ни кровинки в лице
9) доводить до белого каления

1) куда глаза глядят
2) в двух шагах
3) куры не клюют
4) кто в лес, кто по дрова
5) как гром среди ясного неба
6) ни то ни сё
7) приводить в бешенство
8) несолоно хлебавши
9) как мел

Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма 1) хоть пруд

Слайд 14Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика
1) рукой подать
2) на

вес золота
3) семи пядей во лбу
4) песок сыплется
5) в час по чайной ложке
6) профессор кислых щей
7) засучив рукава
8) потерпеть фиаско
9) душа в душу

1) мастер на все руки
2) спустя рукава
3) у чёрта на куличках
4) грош цена
5) одержать победу
6) как кошка с собакой
7) глуп как сивый мерин
8) Молоко на губах не обсохло
9) со всех ног

Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика1) рукой подать2) на вес золота3) семи пядей во лбу4)

Слайд 15 «С головы до ног»
Подберите фразеологизмы, в которых имеются слова

голова, глаза, ноги


«С головы до ног»  Подберите фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаза, ноги

Слайд 16Проверяем!
Человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить

головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, сломя голову.
Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу.
Со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, ног под собой не чуять.


Проверяем!Человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на

Слайд 17 Родственники за рубежом
Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю

как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?
(Как свои пять пальцев)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?
(У него денег куры не клюют)
Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?
(Зарубить себе на носу)
Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?
(Он тебе в подмётки не годится)

Родственники за рубежомЕсли англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю

Слайд 18
Итак, подведем итоги нашего урока:
1. Что такое фразеологизм?
2. Чем отличается свободное

словосочетание от несвободного?
3. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?
4. Что нового вы узнали из истории фразеологизмов?
5. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?
Итак, подведем итоги нашего урока:1. Что такое фразеологизм?2. Чем отличается свободное словосочетание от несвободного?3. Можно ли при

Слайд 19Запишите как можно больше фразеологизмов со словами:
зубы
нос
ноги
уши
Игра
ни в зуб ногой
скалить

зубы

заговаривать зубы

говорить сквозь зубы

уносить ноги

встать с левой ноги

падать с ног

задирать нос

водить за нос

не вешать нос

клевать носом

нос по ветру

пропустить мимо ушей

держать ухо востро

развесить уши

медведь на ухо наступил


«Аукцион»

Запишите как можно больше фразеологизмов со словами:зубыносногиушиИграни в зуб ногой скалить зубы заговаривать зубы говорить сквозь зубы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть