Презентация, доклад по русскому языку на тему Лексика и фразеология

Содержание

Что такое слово? Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших

Слайд 1Повторение за 5-7 класс.
Урок русского языка в 8 классе. Автор –

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№17 г.Березники Шишкина Л.Е.
Повторение за 5-7 класс.Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского языка и литературы МАОУ

Слайд 2Что такое слово?
Для всего, что существует в природе, -

воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К.Г.Паустовский


Что такое слово?  Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей,

Слайд 3Определение темы и целей урока.
Тема. Лексика. Фразеология.
Цели. 1. Повторить и обобщить

теоретические сведения по теме «Лексика».
2. С помощью тренировочных упражнений проверить уровень усвоения данной темы.
3. Совершенствовать языковые умения и навыки.
4. Расширить и углубить предметную компетенцию .
5. Воспитывать личность , способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Определение темы и целей урока.Тема. Лексика. Фразеология.Цели. 1. Повторить и обобщить теоретические  сведения по теме «Лексика».

Слайд 4Экспресс-опрос.
Что такое лексика?
Что изучает лексикология?
Какова функция слова в лексике?
Что называют фразеологическим

оборотом?
Приведите примеры фразеологизмов.

Экспресс-опрос.Что такое лексика?Что изучает лексикология?Какова функция слова в лексике?Что называют фразеологическим оборотом?Приведите примеры фразеологизмов.

Слайд 5Характеристика слова как единицы лексики.

Характеристика слова как единицы лексики.

Слайд 6Практическая работа.
Дайте характеристику слов кеды и джинсы, используя информацию из таблицы.
Приведите

примеры профессиональных и диалектных слов. Почему они так называются? Какие пометы имеют эти слова в толковых словарях?
Запишите несколько заимствованных слов. По словарю иностранных слов установите их происхождение.
Запишите несколько неологизмов, недавно появившихся в языке.

Практическая работа.Дайте характеристику слов кеды и джинсы, используя информацию из таблицы.Приведите примеры профессиональных и диалектных слов. Почему

Слайд 7Изменения в словарном составе языка (появление и исчезновение слов).

Изменения в словарном составе языка (появление и исчезновение слов).

Слайд 8Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

Слайд 9Фразеологизмы.
Однозначные:

Многозначные:
почивать на лаврах - вертится на языке –
удовлетворяться 1) очень хочется сказать
достигнутым 2) никак не вспоминается
Фразеологизмы.   Однозначные:             Многозначные:почивать

Слайд 10Практическая работа с использованием лингвистических словарей.
Задание 1.Перепишите текст, раскрывая скобки и

расставляя знаки препинания. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега в…ехала в в…ковой сосновый лес. В траве (на) обочине дороги что(то) б…лело. Я соскочил с телеги нагнулся и увид…л дощечку заро…шую в…юнком. На ней была на…пись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебли в…юнка и прочёл почти забытые слова. В разные годы под вашу сень Михайловские рощи являлся я. (К.Г.Паустовский)
Практическая работа с использованием лингвистических словарей.Задание 1.Перепишите текст, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните лексическое значение

Слайд 11Практическая работа с использованием лингвистических словарей.
Задание 2. Образуйте словосочетания с прилагательными

золотой, красный, серебряный, высокий, сильный, слабый, лёгкий, тяжёлый. Составьте и запишите 4 предложения, в состав которых входили бы эти словосочетания , употреблённых в прямом и переносном значениях.
Образец: холодный ветер – холодный взгляд, …
Практическая работа с использованием лингвистических словарей.Задание 2. Образуйте словосочетания с прилагательными золотой, красный, серебряный, высокий, сильный, слабый,

Слайд 12Практическая работа с использованием лингвистических словарей.
Задание 3. Пользуясь толковым словарём или

словарём синонимов, определите значения каждого слова из предложенных синонимических пар и составьте предложения, в которых каждый из синонимов был бы уместен; укажите различие в сфере употребления данных слов.
Флора – растительность, последний – финальный, имитировать – подражать, локальный – местный, кормить – питать, внезапно – скоропостижно, вырастить – взлелеять, жизнь, бытие, повар – кок.
Практическая работа с использованием лингвистических словарей.Задание 3. Пользуясь толковым словарём или словарём синонимов, определите значения каждого слова

Слайд 13Практическая работа с использованием лингвистических словарей.
Задание 4. С помощью фразеологического словаря

раскройте неясное или забытое значение слов, входящих в фразеологизмы, а также объясните устаревшие грамматические формы.
Прочитать от доски до доски, втирать очки, не всякое лыко в строку, тянуть канитель, расставить точки над «i», азов не знать, с красной строки, заострить перо, семи пядей во лбу, беречь как зеницу ока,
дённо и нощно.
Практическая работа с использованием лингвистических словарей.Задание 4. С помощью фразеологического словаря раскройте неясное или забытое значение слов,

Слайд 14«Мозговой штурм».
Задание. Определите значение фразеологизмов. Объясните, с какими историческими событиями связано

их возникновение.
Москва – всем городам мать.
Погиб как швед под Полтавой.
В Тулу со своим самоваром не ездят.
Курский соловей.
Коломенская верста.

«Мозговой штурм».Задание. Определите значение фразеологизмов. Объясните, с какими историческими событиями связано их возникновение.Москва – всем городам мать.Погиб

Слайд 15Творческая работа (в группах).
Задание. Составьте рассказ-миниатюру (7-8 предложений) по фразеологическому обороту

«дать слово».


слово

Творческая работа (в группах).Задание. Составьте рассказ-миниатюру (7-8 предложений) по фразеологическому обороту «дать слово».

Слайд 16Презентация результатов творческой работы представителями групп.

Презентация результатов творческой работы представителями групп.

Слайд 17«Шутка-минутка» (в парах).
Задание. Прочитайте шуточную миниатюру А.А.Шибаева

«С ног до головы» . Выпишите фразеологизмы, устно определите их значение.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!... Зато теперь к нему ни ногой. Ноги больше у него не будет.
«Шутка-минутка» (в парах).Задание. Прочитайте шуточную миниатюру А.А.Шибаева      «С ног до головы» .

Слайд 18«Шутка-минутка» (в парах).
- Да, ведёт он себя из рук вон плохо.

Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спру нет, горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за него головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой , что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

«Шутка-минутка» (в парах).- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки.

Слайд 19Рефлексия.
Почему лексический состав языка с течением времени претерпевает изменения?
Расскажите о типах

лингвистических словарей русского языка. Какими словарями вы пользуетесь?
Почему фразеологические обороты с течением времени претерпевают изменения? Какой характер носят эти изменения?
Приведите примеры выражений из русской классической литературы, ставших крылатыми
и вошедших в состав русской
фразеологии.
Рефлексия.Почему лексический состав языка с течением времени претерпевает изменения?Расскажите о типах лингвистических словарей русского языка. Какими словарями

Слайд 20Подведение итогов урока.
Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты вами?
Цели.

1. Повторить и обобщить теоретические сведения по теме «Лексика».
2. С помощью тренировочных упражнений проверить уровень усвоения данной темы.
3. Совершенствовать языковые умения и навыки.
4. Расширить и углубить предметную компетенцию .
5. Воспитывать личность , способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Подведение итогов урока.Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты вами?Цели. 1. Повторить и обобщить теоретические

Слайд 21Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме урока.
Из словаря фразеологизмов выписать 20

фразеологических оборотов с их значением.
Домашнее задание.Повторить теоретический материал по теме урока.Из словаря фразеологизмов выписать 20 фразеологических оборотов с их значением.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть