Слайд 1Двойная роль букв е, ё, ю, я
Урок русского
языка в 5 классе по ФГОС
Слайд 2Лингвистическая разминка.
Подберите нужные буквы вместо выделенных красным шрифтом
)
Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!»
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке».
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Слайд 3 Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда
буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда два звука. Приведите свои примеры.
Слайд 7
В левый столбик выпишите слова, в которых буквы
е, ё, ю, я обозначают два звука, а в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
Белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор.
Слайд 8 отгадайте слово, запишите его, определите, сколько в нём
букв и звуков.
Что больше всего на свете любит медведь?
В каких словах встречается буква-колючка Ё?
Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум.
Куда осенью улетают птицы?
Что говорит мама, когда тебя кормит?
Слайд 9Выпишите из стихотворения слова с буквами е, ё, ю, я, определите,
сколько в них букв и звуков
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
Слайд 10Выпишите слова, в которых
1) все согласные твёрдые (1, 2 группы);
2)
все согласные мягкие (3, 4 группы);
3) есть и твёрдые, и мягкие согласные (5, 6 группы):
Жуёт, сторож, двести, лужа, шьёт, спицы, коза, заяц, цифра, чайки, листики, маяк, ловля, жираф, очки, кошка, каркас.
Слайд 11Прочитайте про себя, а затем вслух стихотворение А.А.Прокопьева.
Волна, волна – все звуки влажны,
Да и слились в один размах.
Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их на губах!
Я произнес их снова. Вскоре
Ко мне пришли издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаге вечный путь.
Таков язык!
И трепет полный
Мою охватывает грудь!
Задание:
1, 3, 5 группы – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук,
2, 4, 6 группы – два звука.
Расположите слова в алфавитном порядке.
С помощью каких звуков поэт создает впечатление перекатывающихся волн?
Волна, волна – все звуки влажны,
Да и слились в один размах.
Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их на губах!
Я произнес их снова. Вскоре
Ко мне пришли издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаге вечный путь.
Таков язык!
И трепет полный
Мою охватывает грудь!
Автор использовал приём, который называется ЗВУКОПИСЬ
Слайд 13Диагностическая карта
?
Узнал, что буквы е, ё, ю,
я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!»
Слайд 14Домашнее задание
1. Кто узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают
один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока, выполните упр. № 311 из параграфа 61.
2. Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 312.
3. Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и составьте 5-6 тестовых заданий с выбором ответа по теме урока.