Презентация, доклад по русскому языку на тему Двоеточие в БСП

Содержание

-Пунктуация в бессоюзном сложном предложении

Слайд 1


Слайд 2-
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении

-Пунктуация в бессоюзном сложном предложении

Слайд 3
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли.
Л.Н.Толстой

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли.Л.Н.Толстой

Слайд 4Эпиграф (тезис)
Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной

литературы
Эпиграф (тезис)  Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Слайд 5Правила сотрудничества в группе.

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что

вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.
6. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.


Правила сотрудничества в группе.  1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2.

Слайд 81. Стало холодно, потому что подул ветер.
2. Стало холодно, и подул

ветер.
3. Стало холодно, подул ветер.
4. Стало холодно: подул ветер.
Прочитайте предложения. Что вы можете сказать о них? Что в них общего? Что различает эти предложения?
Целеполагание.
- Какую цель вы ставите перед собой?
1. Стало холодно, потому что подул ветер.2. Стало холодно, и подул ветер.3. Стало холодно, подул ветер.4. Стало

Слайд 9Вопросы.
2.Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном

сложном предложении?

1.Какое предложение называется бессоюзным сложным?

3.От чего зависит выбор знаков препинания?

4.Каковы условия постановки в бессоюзном сложном предложении запятой? Точки с запятой? Двоеточия? Тире?

Вопросы. 2.Какими знаками препинания разделяются    части в бессоюзном сложном предложении? 1.Какое предложение называется бессоюзным

Слайд 10Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушать

мнение каждого. Не забывайте об этом!
У вас есть право на получение консультации в учебнике, справочнике, у учителя. Используйте это право!

Правила работы в паре, в группе

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушать мнение каждого. Не забывайте об этом!У

Слайд 11
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более

частей, связанных между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, но без союзов.
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более частей, связанных между собой по смыслу,

Слайд 12Мозговая атака
Знаю Хочу

узнать Узнал

КЛАСТЕР
1 э т а п: Подумайте и запишите все, что вы знаете или думаете по данной теме.

2 э т а п: Обмен информацией.

По теме БСП

Мозговая атака Знаю        Хочу узнать

Слайд 13КЛАСТЕР
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,

которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

КЛАСТЕРЭто способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту

Слайд 14Виды СП по виду связи между частями:

СП
Союзные
Бессоюзные
ССП
СПП




Виды СП по виду связи между частями:СПСоюзныеБессоюзныеССПСПП

Слайд 15
Запятая.
Значение одновременности, последовательности
(можно вставить союз И):
Двери и

окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист.
Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
Метель не утихала, небо не прояснялось .


Точка с запятой.

Значение одновременности, последовательности. Но:
части БСП осложнены , и внутри есть уже знаки:
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в
полуверсте от сада.

Запятая.   Значение одновременности, последовательности (можно вставить союз И):Двери и окна отворены настежь, в саду не

Слайд 16Тире
1.Во втором предложении имеется значение противопоставления


(можно вставить союз а, но ):
Служить бы рад – прислуживаться тошно (но).
Шестнадцать лет служу – такого со мной не было (а).

противопоставление





2. В предложении выражена быстрая смена событий

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


Тире1.Во втором предложении имеется значение противопоставления       (можно вставить союз  а,

Слайд 173.Первая часть имеет значение условие действия, время


(можно подставить союз если):

Лес рубят – щепки летят.




Тире




Время, условие действия


3.Первая часть имеет значение условие действия, время

Слайд 18Тире
4. Вторая часть содержит результат, вывод
( можно подставить слово поэтому)
Солнце дымное

встает – будет день горячий.


результат , вывод


Тире4. Вторая часть содержит результат, вывод( можно подставить слово поэтому)Солнце дымное встает – будет день горячий.результат ,

Слайд 19тире
5.Вторая часть содержит сравнение
(можно подставить слова словно, будто )
Молвит слово –

соловей поет.
(можно подставить союз когда ):
Пашню пашут – руками не машут.


сравнение


тире5.Вторая часть содержит сравнение(можно подставить слова словно, будто )Молвит слово – соловей поет.(можно подставить союз когда ):

Слайд 20тире
5.Вторая часть содержит сравнение
(можно подставить слова словно, будто )
Молвит слово –

соловей поет.
(можно подставить союз когда ):
Пашню пашут – руками не машут.


сравнение


тире5.Вторая часть содержит сравнение(можно подставить слова словно, будто )Молвит слово – соловей поет.(можно подставить союз когда ):

Слайд 21

1.Вторая часть имеет значение причины

(можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки и сыты, и бойки.

двоеточие



причина

1.Вторая часть имеет значение причины         (можно заменить союзами ПОТОМУ

Слайд 22


2.Вторая часть в значении пояснения
(можно подставить слова А ИМЕННО):
Погода была

ужасная: дождь лил как из ведра.

двоеточие



поясняет

2.Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО):Погода была ужасная: дождь лил как из ведра.двоеточиепоясняет

Слайд 23

3.Вторая часть имеет значение дополнения,
(можно поставить ЧТО; имеются глаголы

в первой части видеть, смотреть, гнать, понимать, чувствовать)
Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

двоеточие



дополняет

3.Вторая часть имеет значение дополнения,  (можно поставить ЧТО; имеются глаголы в первой части видеть, смотреть, гнать,

Слайд 24

4. Вторая часть содержит прямой вопрос

Скажи мне, ветка Палестины: где ты

росла, где ты цвела?


двоеточие



поясняет

4. Вторая часть содержит прямой вопросСкажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?двоеточиепоясняет

Слайд 25


Проверка схематического диктанта
[ ] : [ причина ]
[

] - [ ] противопоставление
[ ] ; [ ] внутри частей есть запятые
[ ] - [ ] противопоставление
[ ] : [ ] какая именно?
[ условие ] - [ ]
[ ] : [ ] дополнение, что? О чем?
[ ], [ ], [ - = и = ]
Проверка  схематического  диктанта[ ] : [ причина ] [ ] - [ ] противопоставление[ ]

Слайд 26Сравните эти предложения,СПП переделайте в БСП:

Сравните эти предложения,СПП переделайте в БСП:

Слайд 27

Лови ошибку!

1. Он гость- я хозяин.
2. Варвара прислуша- лась : донесся шум вечернего поезда.
3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4. Всю дорогу молча- ли : говорить мешала тряская езда.


1. Он гость: я хозяин.
2. Варвара прислуша- лась - донесся шум вечернего поезда.
3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4. Всю дорогу молча- ли - говорить мешала тряская езда.

Лови ошибку!1. Он гость-

Слайд 28Конструирование БСП.
Задание.
Составить четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения.
Стоит жара.
День будет

жаркий.
Все краски в природе поблекли.
Дождик прошел по садовой дорожке.
К вечеру, по видимому, соберется гроза.
Солнце сильно палит.
Все ожило и засмеялось.
К полудню на горизонте появились тучи.
Конструирование БСП.Задание.Составить четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения.Стоит жара.День будет жаркий.Все краски в природе поблекли.Дождик прошел

Слайд 301. Какое утверждение не верно?
В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1)    

перечисляются какие-то факты
2)     вторая часть дополняет смысл первой
3)     вторая часть раскрывает содержание первой
4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.
1)     двоеточие
2)     тире
3)     запятая
4)     точка с запятой


1. Какое утверждение не верно?В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:1)     перечисляются какие-то факты2)     вторая часть дополняет

Слайд 313. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Никогда я не

видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.
1)     двоеточие
2)     тире
3)     запятая
4)     точка с запятой
4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ()капли, падая с них, ударялись о лед.
1)     двоеточие
2)     тире
3)     запятая
4)     точка с запятой
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?Никогда я не видел такой осени () ни ветерка,

Слайд 325. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Я убежден в

одном () вдохновение приходит во время работы.
1)     двоеточие
2)     тире
3)     запятая
4)     точка с запятой
6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Лук царевич опустил, смотрит() коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.
1)     двоеточие
2)     тире
3)     запятая
4)     точка с запятой
5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?Я убежден в одном () вдохновение приходит во время

Слайд 33Ключи:
1).1 2.) 2 3) 1 4) 3 5) 1 6)

1
Ключи:1).1  2.) 2 3) 1 4) 3 5) 1 6) 1

Слайд 34Критерии:
Знаю условия постановки запятой и
точки с запятой в БСП.
2. Знаю

условия постановки двоеточия в БСП.
3. Умею определять смысловые отношения в БСП.
4. Умею находить в тексте БСП.
5. Умею составлять схемы БСП.

«Знаю», «умею» – это 1 балл,  «нет», «не уверен» – 0 баллов. 

Критерии:Знаю условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.2. Знаю условия постановки двоеточия в БСП.3. Умею

Слайд 35Скажи мне три вещи...
Мы изучили сегодня
Мы справились хорошо
Группа справилась хорошо
Вы хотите

узнать больше о
Сейчас вы знаете то,что не знали 50 минут назад

Back to Plenaries

Скажи мне три вещи...Мы изучили сегодняМы справились хорошоГруппа справилась хорошоВы хотите узнать больше оСейчас вы знаете то,что

Слайд 36




Домашнее задание
Упражнение 459.
Сочинение-миниатюра
«Ты выиграл миллион рублей, как распорядишься им»
« А

что думают обо мне другие»
« Что говорят за моей спиной?»

В творческой работе использовать бессоюзные сложные предложения.

Домашнее заданиеУпражнение 459.Сочинение-миниатюра«Ты выиграл миллион рублей, как распорядишься им»« А что думают обо мне другие»« Что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть