Презентация, доклад по русскому языку на тему Синтаксическая синонимия 11 класс

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА:

Слайд 1
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.


Синтаксическая синонимия

как источник богатства и выразительности русской речи

Подготовила Оплачко И.И.

Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

Слайд 3БЛОКИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

БЛОКИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Слайд 4А. По лестнице снизу (в)верх (кто) то шёл.
Б. Старший сын Анисим

приезжал домой очень редко, (за)то часто присылал землякам гостинцы и письма, написанные (чьим) то чужим почерком.
В. Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался за (какую) нибудь работу.
Г. Природа (как) будто (что)то предчувствовала.
Д. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть,(то)же старушка.




Орфографический тренинг: слитно или раздельно

А. По лестнице снизу (в)верх (кто) то шёл.Б. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, (за)то часто

Слайд 5Е. Саша сидит и придумывает,(что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному

дяде.
Ё. Большая старая овчарка (грязно)белого цвета раза три обошла (во)круг лошади.
Ж. В саду тихо шумели деревья, и прекрасная вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив (пол)неба.
З. От бессонницы и (в)следствие напряженной борьбы со мной происходит (не)что странное.
И. Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала полную свободу слезам и плакала всю ночь,(в)плоть до утра.
Й. (В)течение целого месяца мы не могли решить вопрос (на)счет ремонта.

Е. Саша сидит и придумывает,(что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному дяде.Ё. Большая старая овчарка (грязно)белого цвета

Слайд 6ЭКСПРЕСС – ОПРОС (ПО ВАРИАНТАМ)
I ВАРИАНТ.
Определите способ связи и средства

ее выражения:
1) наш класс;
2) чей-то взгляд;
3) веселый человек;
4) один из нас;
5)любить рыбалку;
6) очень любя;
7) весело шагать;
8) шагать по пригоркам;
9) по крутым пригоркам;
10) не слишком крутым.

II ВАРИАНТ

Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
1) Обидеть … - обида……;
2) образовать …- образование……;
3) обосновывать… - обоснование……;
4) наполнить… - наполнять…
5) уверенность… - увериться… .

ЭКСПРЕСС – ОПРОС (ПО ВАРИАНТАМ)I ВАРИАНТ. Определите способ связи и средства ее выражения:1) наш класс; 2) чей-то

Слайд 7Образуйте из следующих слов словосочетания так, чтобы были представлены все виды

подчинительной связи.
1) Способность;
2) по-разному;
3) прогулка;
4) счастливый;
5) решение.
 

Задание для всех

Образуйте из следующих слов словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.  1) Способность; 2)

Слайд 8Банальность

Тривиальность


Сакраментальность
СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Банальность ТривиальностьСакраментальностьСЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд 9СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд 10ЧТО ВЫДЕЛЕНО В ОТРЫВКЕ?
Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину

в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.
(А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»)
ЧТО ВЫДЕЛЕНО В ОТРЫВКЕ?	Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких

Слайд 11ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ?
СИНОНИМИЯ (от греч. συνωνυμία — одноименность) — тождество или

близость значения разных языковых и речевых единиц.

СИНОНИМЫ - слова, одинаковые или близкие по значению.
ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ?	СИНОНИМИЯ (от греч. συνωνυμία — одноименность) — тождество или близость значения разных языковых и речевых

Слайд 12МОЖНО ЛИ ИЗОБРАЗИТЬ СИНОНИМЫ КАК МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО?
бегемот = гиппопотам

Но:
красный ?

алый ? пурпурный
думать ? размышлять
МОЖНО ЛИ ИЗОБРАЗИТЬ СИНОНИМЫ КАК МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО?бегемот = гиппопотам Но:красный ? алый ? пурпурный думать ? размышлять

Слайд 13МОЖНО ЛИ ИЗОБРАЗИТЬ СИНОНИМЫ КАК МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО?
бегемот = гиппопотам


Но:
красный ≈

алый ≈ пурпурный
думать ≈ размышлять
МОЖНО ЛИ ИЗОБРАЗИТЬ СИНОНИМЫ КАК МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО?бегемот = гиппопотам Но:красный ≈ алый ≈ пурпурный думать ≈ размышлять

Слайд 14
А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным

оборотом?
Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.
Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

- Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?Событие, о котором пойдет речь, стало

Слайд 15Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна,
- если

в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.),
-если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом,
если сказуемое выражено формой будущего времени,
-если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

Обратите внимание!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, - если в главной части сложноподчиненного предложения есть

Слайд 16ПРИМЕРЫ:

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда

радовало.
Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.
Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
Трудно забыть места, где прошло твое детство.

ПРИМЕРЫ: Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.Она без памяти любила сына, в

Слайд 17
Синтаксическая синонимия - это различные синтаксические конструкции близкие по значению, но

разные по форме выражения и оттенкам значения.
Синтаксическая синонимия - это различные синтаксические конструкции близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам

Слайд 18СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
согласование управление

школьный

учебник
учебник для школы

примыкание управление

читать читать
выразительно с выражением

=

=

=

=

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ согласование		     управление школьный			 учебникучебник 			для школы примыкание

Слайд 19СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
/ /

[ ],(который )
/ / и
/ / [ ], ( )
[ ]:[ ] [ ], ( )
[ ] [ ]


=

=

=

=

=

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ /    /    [ ],(который ) /

Слайд 20СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ НА УРОВНЕ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


=
=
=

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ НА УРОВНЕ  СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ	 		 			= = =

Слайд 21РЕШИТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Осуществите замену конструкций с помощью синтаксической синонимии
в причастных

оборотах
в деепричастных оборотах
в сложных и односоставных предложениях
в средствах художественной выразительности


РЕШИТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯОсуществите замену конструкций с помощью синтаксической синонимии в причастных оборотахв деепричастных оборотахв сложных и односоставных

Слайд 22ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 1

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 1

Слайд 23ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 1

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 1

Слайд 24ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 2

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 2

Слайд 25ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 2

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 2

Слайд 26ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 3

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 3

Слайд 27ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 3

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 3

Слайд 28ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 4

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 4

Слайд 29ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 4

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. ЗАДАНИЕ 4

Слайд 30В КАКИХ ЗАДАНИЯХ ЕГЭ ПОМОЖЕТ ЗНАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ?
A4 Выберите грамматически

правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
1) началась дискуссия.
2) большую роль играет культура спора.
3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.
A23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.
2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
В КАКИХ ЗАДАНИЯХ ЕГЭ ПОМОЖЕТ  ЗНАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ? A4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая против

Слайд 31ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подберите в рассказах и повестях А.И. Куприна отрывки, в которых

можно применить возможности синтаксической синонимии. Изменив структуру предложений, подготовьте карточки с лингвистическими уравнениями на восстановление подлинного текста писателя (в наборе предложений или связном отрывке из текста).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕПодберите в рассказах и повестях А.И. Куприна отрывки, в которых можно применить возможности синтаксической синонимии. Изменив

Слайд 32ДЛЯ МЕНЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ

ДЛЯ МЕНЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть