Презентация, доклад по русскому языку на тему Слово и его лексическое значение (5 класс)

Содержание

Цели урокаЦели урокаПознакомить учащихся с понятием «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова»;Дать понятие о толковых словарях;Обучить умению различать лексическое и грамматическое значение слова;Сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов.

Слайд 1Слово и его значение

Слово и его значение
Шершнева Е.М.
2015г.
5 класс

Слово и его значениеСлово и его значениеШершнева Е.М.2015г.5 класс

Слайд 2Цели урока

Цели урока
Познакомить учащихся с понятием «лексика», «лексическое и грамматическое значение

слова»;
Дать понятие о толковых словарях;
Обучить умению различать лексическое и грамматическое значение слова;
Сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов.

Цели урокаЦели урокаПознакомить учащихся с понятием «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова»;Дать понятие о толковых словарях;Обучить умению

Слайд 3Повторение
Повторение
Что такое ЛЕКСИКА?
Как вы понимаете «лексическое значение слова»?
Что называется ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ?

ПовторениеПовторениеЧто такое ЛЕКСИКА?Как вы понимаете «лексическое значение слова»?Что называется ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ?

Слайд 4Слово – основная единица языка

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел

науки о языке, в котором изучается лексика.

Слово – основная единица языка

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается лексика.

Слово – основная единица языкаЛексика – словарный состав языка.Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается

Слайд 5Как печален бессмертник, без единой кровинки, жесткий, сухой. Он шуршит под

ветром, словно вырезан из пергамента. Он скорее говорит о белой зиме, чем о лете….

Как печален бессмертник, без единой кровинки, жесткий, сухой. Он шуршит под ветром, словно вырезан из пергамента. Он скорее говорит о белой зиме, чем о лете….

Бессмертник – особенный цветок. Он сухой, бледный. Он напоминает мне, что скоро наступит зима.

Какой текст вам понравился больше?
Почему?
Какие слова делают описание бессмертника ярким?

Бессмертник

Как печален бессмертник, без единой кровинки, жесткий, сухой. Он шуршит под ветром, словно вырезан из пергамента. Он

Слайд 6Как и почему так называется этот цветок?
Как и почему так называется

этот цветок?

Почему животное названо медведем?

Как и почему так называется этот цветок?Как и почему так называется этот цветок?Почему животное названо медведем?

Слайд 7Как зовут птичку? Почему?
Как зовут птичку? Почему?
Дятел?

Как зовут птичку? Почему?Как зовут птичку? Почему?Дятел?

Слайд 8К. Паустовский « Для всего, что существует в природе: воды, воздуха,

неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

Приведите примеры «хороших слов и названий»для слов, о которых говорит писатель.


К. Паустовский « Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

Приведите примеры «хороших слов и названий»для слов, о которых говорит писатель.


К. Паустовский « Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей,

Слайд 9Играть в мяч
Играть на скрипке
Играть в спектакле
Играть в солнечных лучах


Определите разными

способами лексическое значение слова «играть».

Играть в мяч
Играть на скрипке
Играть в спектакле
Играть в солнечных лучах


Определите разными способами лексическое значение слова «играть».

Играть в мячИграть на скрипкеИграть в спектаклеИграть в солнечных лучахОпределите разными способами лексическое значение слова «играть».Играть в

Слайд 10Закат налился тёмной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!


(А. Прокофьев)
Назовите слова, лексическое значение которых вам незнакомо.
Где можно узнать толкование слова?



Закат налился тёмной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
(А. Прокофьев)
Назовите слова, лексическое значение которых вам незнакомо.
Где можно узнать толкование слова?



Закат налился тёмной кровью,И потемнела бирюза.Сначала было предгрозовье,Потом как грянула гроза!

Слайд 11Задание 1
Задание 1
Цветастый, цветной (платок, телевизор)
Сытый, сытный (котенок, обед)
Благодатный, благодарный (край,

взгляд)


Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.
Задание 1Задание 1Цветастый, цветной (платок, телевизор)Сытый, сытный (котенок, обед)Благодатный, благодарный (край, взгляд)Составьте словосочетания с каждым из прилагательных,

Слайд 12-- прочитайте текст. Представьте изображенную картину. Почему автор выбрал именно подчеркнутые

слова (сравните со словами в скобках). Что изменится, если употребить другие слова?
Снова бежали (летели, быстро двигались) версты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали (плакали, выли) метели. И птицы, не выдержав лютых (сильных) морозов, падали в глубокий снег, как камни.

-- прочитайте текст. Представьте изображенную картину. Почему автор выбрал именно подчеркнутые слова (сравните со словами в скобках). Что изменится, если употребить другие слова?
Снова бежали (летели, быстро двигались) версты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали (плакали, выли) метели. И птицы, не выдержав лютых (сильных) морозов, падали в глубокий снег, как камни.

-- прочитайте текст. Представьте изображенную картину. Почему автор выбрал именно подчеркнутые слова (сравните со словами в скобках).

Слайд 13Рефлексия:
Что узнали на уроке?
О чем заставил задуматься урок?


Д/з пар. 64, п.

19 упр. 329





Рефлексия:
Что узнали на уроке?
О чем заставил задуматься урок?


Д/з пар. 64, п. 19 упр. 329



Рефлексия:Что узнали на уроке?О чем заставил задуматься урок?Д/з пар. 64, п. 19 упр. 329Рефлексия:Что узнали на уроке?О

Слайд 14Ссылки на использованные материалы


http://i.artguns.ru/d7d9ae00e59f1660e3988b899546d34f.jpg
http://mebk12.meb.gov.tr/meb_iys_dosyalar/26/14/713778/resimler/2013_11/k_10110112_10456331.jpg
http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/mnogoobrazie_ptic_izuchenie_ornitofauny_shkolnogo_dvora/title.jpg
http://25.media.tumblr.com/tumblr_ltuf9jSoSc1qfu5z0o1_1280.jpg
Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по

учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Iч. / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015.

Ссылки на использованные материалы


http://i.artguns.ru/d7d9ae00e59f1660e3988b899546d34f.jpg
http://mebk12.meb.gov.tr/meb_iys_dosyalar/26/14/713778/resimler/2013_11/k_10110112_10456331.jpg
http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/mnogoobrazie_ptic_izuchenie_ornitofauny_shkolnogo_dvora/title.jpg
http://25.media.tumblr.com/tumblr_ltuf9jSoSc1qfu5z0o1_1280.jpg
Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Iч. / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015.

Ссылки на использованные материалыhttp://i.artguns.ru/d7d9ae00e59f1660e3988b899546d34f.jpghttp://mebk12.meb.gov.tr/meb_iys_dosyalar/26/14/713778/resimler/2013_11/k_10110112_10456331.jpghttp://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/mnogoobrazie_ptic_izuchenie_ornitofauny_shkolnogo_dvora/title.jpghttp://25.media.tumblr.com/tumblr_ltuf9jSoSc1qfu5z0o1_1280.jpgРусский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть