Слайд 1Виды грамматических ошибок
Цели презентации:
повторение видов грамматических ошибок;
подготовка к выполнению задания №
7 ЕГЭ
Подготовила:
Хамзова Оксана Викторовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №12»
Г. Железногорска Курской области
Слайд 2И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А. Бунин.
Слайд 3 Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре
слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Слайд 4
Можно выделить следующие виды грамматических ошибок:
1. Ошибочное словообразование – ошибка в
структуре слова: упрямость, вместо упрямство.
2. Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:
При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.
При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.
При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.
При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.
При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.
Слайд 53.Нарушение согласования.
Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности.
Например, Воздух был
пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).
Слайд 64.Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
Употребление предложного сочетания
вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);
Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).
Слайд 75. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются
только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».
Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».
Слайд 86. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ищем в заданиях конструкцию «все, кто…», «те,
кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
(Исправьте: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.)
Слайд 97 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Это названия в кавычках. Если они
идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут… Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…
(Исправьте: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».)
Слайд 108. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Если в предложении есть однородные
члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово , проверяем, согласуется ли первый однородный член предложения с этим общим зависимым словом.
«Мы надеялись и верили в победу». Первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу». Исправьте предложение.
В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «Я люблю рисовать и живопись».
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например: Мы ждали не только Машу, но и Ваню.
(Исправьте: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню».)
Слайд 11Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно:
на улицах, площадях, в скверах).
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия
(правильно: Англии, Франции, Бельгии).
Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения - в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).
Слайд 129. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что
сделав? Они выражают добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же.
Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
Деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
(Исправьте: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. )
Слайд 1310. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие отвечает на вопросы: что
делающий? что сделавший? что сделанный? (работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.)
Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
(Исправьте: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.)
Слайд 1411. Неправильное построение предложения с косвенной речью
В косвенной речи основные ошибки связаны
с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».
Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
(Исправьте: «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».)
Слайд 1512. Ошибки при построении сложного предложения.
Например: Этот человек стал для меня
образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
Слайд 1613. Нарушение границ предложения
Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в
путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.
№1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
Б) ошибка в построении
сложного предложения
В) нарушение в построении
Предложения
с несогласованным
приложением
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных
форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Черное море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков.
2) В мировой литературе существует огромное количество произведений, посвящённым женщине-матери.
3) Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
4) Возле небольшого деревянного столика стоял ребенок, он был заставлен посудой.
5) Все, кто знают творчество Ф.М. Достоевского,
восхищаются им.
6) Вечером мы с ребятами сидим у костра, и вожатая рассказывала нам интересные истории о домашних питомцах.
7) Бесшумно пошёл снег, засыпая всю землю белоснежным пухом.
8) В журнале «Образовании» появились новые материалы о современном искусстве.
9) Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки.
Слайд 19Источники:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/05/zadanie_7_0.docx
russkiy-na-5.ru›ЕГЭ
pwpt.ru›presentation/russkiy…ege_2015_zadanie_7/