Презентация, доклад по русскому языку на тему Прямая речь (5 класс)

Содержание

Словарный диктант Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять, разрешать, фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное.

Слайд 1«Прямая речь»

«Прямая речь»

Слайд 2Словарный диктант
Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять, разрешать,

фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное.

Словарный диктант Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять, разрешать, фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение, сложносочиненное,

Слайд 3Орфоэпическая минутка
Басня.
Косой купил ружье. И через час-
другой
Был Серый волк объят тревогой.
Сказал

ему Косой: - Послушай,
дорогой,
Ты стерегись ходить моей дорогой.
Я.Козловский

Орфоэпическая минуткаБасня.Косой купил ружье. И через час-другойБыл Серый волк объят тревогой.Сказал ему Косой: - Послушай,дорогой,Ты стерегись ходить

Слайд 4Изучение новой темы.
  Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно   передаётся речь того

лица, кому она принадлежит:                                       У меня спросили: «Который час?»           Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных   по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора.  

«П» - прямая речь, слова какого-либо лица, передаваемые без изменения. А - Слова автора, из которых узнаём, чья речь.

Изучение новой темы.  Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно   передаётся речь того лица, кому она принадлежит:  

Слайд 5Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи   пишется с большой

буквы.           Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:                             А: «П».       А: «П?»         А: «П!»           После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора   начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами   автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:                           «П», – а.       «П?» – а.     «П!» – а.    
Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи   пишется с большой буквы.         

Слайд 7Наблюдение за предложениями с прямой речью: прямая речь как слова какого-либо

лица, передаваемые без изменения.

Старший молвил: «Что за диво!»
«Там, в лесу, стоит одна», - отвечает ей она.
Здесь был водоем с надписью: «Будь похожим на этот источник!»
Дежурный сказал: «Класс к уроку готов».
Девочка удивилась: «Разве страус не летает?»

проверка

Наблюдение за предложениями с прямой речью: прямая речь как слова какого-либо лица, передаваемые без изменения. Старший молвил:

Слайд 8Проверка
Старший молвил: «Что за диво!» А: «П!»
«Там, в лесу, стоит одна»,

- отвечает ей она. «П», - а.
Здесь был водоем с надписью: «Будь похожим на этот источник!» А: «П!»
Дежурный сказал: «Класс к уроку готов». А: «П!»
Девочка удивилась: «Разве страус не летает?» А: «П!»

ПроверкаСтарший молвил: «Что за диво!» А: «П!»«Там, в лесу, стоит одна», - отвечает ей она. «П», -

Слайд 9 Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы.
1) Мама предупредила ...
2) Мальчик испуганно

прошептал ...
3) ... неожиданно объявил Вовка.
4) ... спросил незнакомец.

проверка

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. 1) Мама предупредила ...2) Мальчик испуганно прошептал ...3) ...

Слайд 10 Проверка
1) Мама предупредила: «Возвращайся домой вовремя!»
2) Мальчик испуганно прошептал: «Здесь

змея на пне.»
3) «Завтра напишу диктант на пятёрку!» - неожиданно объявил Вовка.
4) «Ребята, кто у вас преподает литературу?» - спросил незнакомец.
Проверка 1) Мама предупредила: «Возвращайся домой вовремя!»2) Мальчик испуганно прошептал: «Здесь змея на пне.»3) «Завтра

Слайд 11 Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте

схемы.

1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов.
2) Ребята заявили. В поход пойдём все.
3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии.
4) Девочка удивилась. Разве страус не летает?

Проверка

Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте схемы.1) Дежурный сказал. Класс к

Слайд 12 Проверка
1) Дежурный сказал: «Класс к уроку готов.»

А: «П.»
2) Ребята заявили: «В поход пойдём все!» А: «П!»
3) Даша написала записку маме: «Мама, я задержусь в гимназии.»
А: «П.»
4) Девочка удивилась: «Разве страус не летает?» А: «П?»
Проверка1) Дежурный сказал: «Класс к уроку готов.»

Слайд 13 Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», которыми связывается прямая

речь со словами автора.

1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка.
2) Пусть только попробует сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце.
4) Кай что ты делаешь вскрикнула девочка.
5) Он крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками. (Г. X. Андерсен.)

Проверка

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», которыми связывается прямая речь со словами автора.1) А

Слайд 14Проверка
1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» - спросила раз

девочка.
2) «Пусть только попробует,» - сказал мальчик.
3) Вдруг мальчик воскликнул: «Меня кольнуло прямо в сердце.»
4) «Кай, что ты делаешь?» - вскрикнула девочка.
5) Он крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками.» (Г. X. Андерсен.)
Проверка1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» - спросила раз  девочка. 2) «Пусть только попробует,»

Слайд 15Прямая речь может состоять из нескольких предложений В таком случае кавычки

ставятся один раз.

Например:
Ребята спросили у космонавта Германа Титова: «Каким видом спорт лучше заниматься, чтобы стать космонавтом?»
Тот ответил: «Все виды спорта хороши. Главное, чтобы каждый из вас занимался спортом».

http://pyat-pyat.ru

Прямая речь может состоять из нескольких предложений  В таком случае кавычки ставятся один раз.	Например:	 Ребята спросили

Слайд 16 Выпишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
1

вариант:
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала
чижу Пора чиж петь. Чиж ответил Пусти меня на волю. На воле я
буду весь день петь.
2 вариант:
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает кричит
ищет свою мать. Народ спрашивает у неё Какая же твоя мама?
А девочка сквозь слёзы говорит Разве вы не знаете? Моя мама та,
что лучше всех.
3 вариант:
Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго
ждать от этих яблонь плода и ты не с. .ешь их яблочка. Старик
сказал Я не с. .ем, другие с. .едят. Мне спасиб.. скажут.

Л.Толстой.

Проверка

Выпишите предложения с прямой речью.  Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.1 вариант:	 У Вари был

Слайд 17Проверка
1 вариант:
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и

ни разу не пел. Варя сказала
чижу: «Пора, чиж, петь.» Чиж ответил: «Пусти меня на волю. На воле
я буду весь день петь.»

2 вариант:
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит
ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?»
А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та,
что лучше всех.»

3 вариант:
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго
ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка.»
Старик сказал: « Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут.»

Проверка1 вариант:	 У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть