Слайд 1Соединительные о и е в
сложных словах
Слайд 2Ход урока:
Повторение темы «Не с другими частями речи».
Запись под диктовку слов
на заданную тему.
Объяснение нового материала.
Составление слов.
Выполнение упр.
Задание по вариантам.
Работа с картинками.
Домашнее задание.
Слайд 3Не с существительными, прилагательными и наречиями на – О.
Слитно
1. Без НЕ не употребляется.
Неряха – неряшливый -неряшливо,
Ненастье – ненастный – ненастно,
2.К слову можно подобрать синоним без НЕ.
Неправда – ложь , нехорошо – плохо.
3. В предложении есть сопоставление союзом НО.
Комната небольшая, но уютная.
Раздельно
1. В предложении есть противопоставление с союзом А.
Не правда, а ложь.
На улице не холодно, а тепло.
2. В предложении есть ярко выраженное отрицание.
Это не серебристая ель.
Он не акула.
3. Перед НЕ стоят слова: вовсе ( НЕ),
далеко (НЕ), ничуть (НЕ)…
Девочка вовсе не красавица.
Он мне ничуть не брат.
Слайд 4Запишем под диктовку слова и проверим их написание.
Невежество, недолёт, нехорошо, недозрелый,
не растратил, недосолил, недотрога; неширокая, но холодная река; не друг, а враг; негодование; это не серебристая ель; далеко не вкусный; ничуть не важный; показать не доверие, а сомнение; не мог прийти и потому не был; неглубокий, невиновность; неясный, но жаркий день; вовсе не красавица; не широкая, но глубокая река.
Слайд 5Новый материал.
Сложными называются те слова, которые состоят из 2-х (реже 3-х)
корней.
Паровоз, диван-кровать, жёлто-красный.
Чаще всего используются две соединительные гласные о и е.
Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.
В сложных словах после твёрдых согласных
пишется о, после мягких и ц – е. Зверолов,
путепровод, пешеход, птицефабрика.
Слайд 6Составьте слова.
Это вторая часть сложных существительных
-вар; -вед; -воз;
-вод; -лаз; -коп; -лов;
-мер; -ход, -кол.
Кашевар, товаровед, паровоз, хоровод, водолаз, землекоп, змеелов,
землемер, пароход, ледокол, дырокол,
частокол.
Слайд 7Выполняем упражнение
Составьте с данными словами предложения:
1 вариант – простые;
2 вариант
– сложные.
Слайд 81. Что изображено на картинках?
2. Составьте одно сложное слово
из данных двух:
Вода,
падать. Лес, рубить. Каша, варить.
Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить.
Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить.
Луна, ходить. Путь, шествовать.
Слайд 9Подобрать сложные слова, обозначающие:
1 группа - профессии людей
2 группа – технику
3
группа - природные явления
4 группа - черты, характеризующие человека
5 группа - предметы домашнего обихода
6 группа - животных
Слайд 101 группа - профессии людей ( садовод, водолаз, зверолов, птицелов, землемер,
сталевар, лесоруб, цветовод, искусствовед, рыболов, музыковед, животновод, оленевод, пчеловод, краевед, экскурсовод )
2 группа - технику ( ледокол, вездеход, самолёт, вертолёт, самосвал, сенокосилка, паровоз, пароход, бензовоз, лесовоз, молоковоз, водовоз )
3 группа - природные явления ( водопад, снегопад, листопад, землетрясение, солнцепёк, гололёд, звездопад, полнолуние, суховей, ледоход)
Слайд 114 группа - черты, характеризующие человека ( лежебока, сладкоежка, водохлёб, трудолюбие,
добродушие, жизнелюбие, пустомеля, книголюб )
5 группа - предметы домашнего обихода ( пылесос, самовар, огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)
6 группа - животных ( носорог, утконос, шелкопряд )
Слайд 12Повторение изученного.
Какие слова называются сложными?
Какие вы знаете соединительные гласные в русском
языке?
В каком случае пишется «Е», в каком «О»?
Приведите примеры.
Слайд 13Домашнее задание:
Творческое задание: сочинить сказку о сложных словах
Упр. 168.