Слайд 1Неделя русского языка и литературы 2017-2018 учебного года
«Изучайте русский язык!»
Составила: Балкина
Светлана Иосифовна:
учитель русского языка и литературы
Слайд 3ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем интеллектуальный конкурс «Изучайте русский язык!!!»,
который выявит и покажет всем действительных любителей и знатоков русского язык. Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Кто будет «самый продвинутый» в изучении русского языка? Это мы узнаем только на финише.
СООБЩЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ
Учащиеся делятся на 2 команды, которые занимают подготовленные места за столами. I команда: 6 кл - «Лингвисты»
II команда: 8 кл. – «Языковеды»
Итого: по 4-5 игроков в команде
Вопросы задаются поочередно каждой команде. За правильный ответ вручается призовое очко. Команда показывает готовность к ответу тем, что все ребята берутся за руки и поднимают их вверх. Можно использовать подсказки:
50:50, обращение к друзьям, «спрошу у учителя».
Но за всю игру эти подсказки используются только по одному разу, т.е. получается три подсказки за игру.
ЖЮРИ:
ДЕВОЧКИ
Слайд 4ИГРА
Русский язык - один из самых совершенных, отточенных, гибких и полновесных
языков мира. Михаил Васильевич Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». В удивительном и многоцветном мире слов нашей сегодняшней игры вы сможете развлечься, используя то, что вам уже известно, и расширить границы ваших знаний о языке. Итак, начинаем!
Слайд 5
РАЗМИНКА: «правда // неправда»
(ДЛЯ каждой КОМАНДЫ: ВЗЯТЬСЯ ЗА РУКИ СРАЗУ
И ПОДНЯТЬ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВО «да» // «нет»!!!)
ДЛЯ 1 КОМАНДЫ – «ЛИНГВИСТЫ»
1.В морской воде плавать легче, чем в речной.
2.У снегирей брюшко красное, а у синичек жёлтое.
3.Если именинника не драть за уши, то он не вырастет.
4.Пушкин в детстве увлекался фотографией.
5.38 градусов – нормальная для человека температура.
6.Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой.
7.Жи-ши пишется с буквой «и».
8.Подкову дарят на счастье.
9.Сегодня выиграет ваша команда!
Слайд 6ДЛЯ 2 КОМАНДЫ – «ЯЗЫКОВЕДЫ»
1.Черепахи вылупляются из яиц.
2.Кипятком огонь погасить
нельзя.
3.Слон боится мышей.
4.Некоторые животные едят ядовитые растения, чтобы вылечится.
5.Скорую помощь вызывают по телефону 03.
6.Ча-ща пишется с буквой «я».
7.Мыши, вырастая, становятся крысами.
8.Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку.
9.Сегодня выиграет ваша команда!
Слайд 7 СОБЕРИ НАЗВАНИЕ СВОЕЙ КОМАНДЫ
(По рассыпанным буквам)
Быстрота и правильность (берутся за
руки и поднимают их вверх в знак готовности!!!)
Слайд 8Конкурс капитанов
Отгадай, что это (3 попытки):
«ЛИНГВИСТЫ»: (1) Его рискуешь проглотить вместе
с чем-нибудь вкусным;
Слайд 9Конкурс капитанов
Отгадай, что это
«ЛИНГВИСТЫ»: (2) за него тянут, вынуждая что-то
сказать;
Слайд 10Конкурс капитанов
«Лингвисты»: (3) на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его
держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
Слайд 11Конкурс капитанов
« ЯЗЫКОВЕДЫ»: (1) Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а
потом расхлёбывают, распутывая это дело;
Слайд 12Конкурс капитанов
« ЯЗЫКОВЕДЫ»: (2) её «просит» дырявая обувь;
Слайд 13Конкурс капитанов
« ЯЗЫКОВЕДЫ»: (3) она в голове у путаников.
Первичное подведение итогов
Слайд 14- Наша игра называется так: «Изучайте русский язык!!!» Поэтому прежде чем
получать задания по русскому языку, необходимо вспомнить разделы лингвистики//языкознания.
Задание №1 обеим командам:
Записать по порядку разделы лингвистики //языкознания
Слайд 15Задание №1
Записать по порядку разделы лингвистики//языкознания
1) Фонетика (Графика. Орфография. Орфоэпия )
2)
Морфемика (Словообразование. Орфография )
3) Лексикология и фразеология (Лексика. Фразеология)
4) Морфология (Орфография)
5) Синтаксис (Пунктуация)
Слайд 16Задание №2
Начнём с первого раздела – ФОНЕТИКИ
Слайд 17Задание №2
Начнём с первого раздела – ФОНЕТИКИ
Слайд 18Задание №4. Лексика. Фразеология
а) Загадочные круги. Кто больше составит слов из предложенных букв.
Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время-1 минута. Сколько угаданных слов, столько начисляется баллов.
Слайд 19б) «Расшифруй» слова, относящиеся к русскому языку
Слайд 20в) Угадай фразеологизм по рисунку
Слайд 24Б) Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык,
на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов
Слайд 25
Задание №6.
Наконец мы подошли к последнему разделу лингвистики – СИНТАКСИСУ. Этот раздел
особенный. Он не может существовать без предыдущих. Поэтому будьте предельно внимательны при решении лингвистических задач синтаксиса и пунктуации.
А) Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».
3. Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением
Слайд 26Б) Предложение рассыпалось на части. Запиши его, используя приведённую ниже таблицу.
Сколько запятых следует поставить в данном предложении? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9
Слайд 27В) Прочитай текст. Сколько орфографических ошибок в нём допустил мальчик? В
ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9
Слайд 28Подведение итогов.
Награждение победителей.