Слайд 2
Цель: формирование коммуникативной компетенции.
Познавательная задача:
закрепить представление воспитанниц об отличительных особенностях
художественного стиля речи;
Развивающая задача:
- обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
- развитие умения мыслить (анализировать, выделять главное, доказывать, синтезировать).
Воспитательная задача:
- формирование умения оценивать свою работу и работу товарища.
Слайд 4
Фе́ликс Дави́дович Кри́вин
(род. 11 июня 1928,
Мариуполь,
Донецкая область)
—
русский писатель,
поэт, прозаик.
Слайд 5
Подготовка к восприятию текста
Задание 1
Выразительно, с остановками, прочитайте текст. При
чтении соблюдайте логические ударения, паузы, принимая во внимание содержание текста. На полях ставьте пометки, определяя характер информации (важная, полезная).
Слайд 6
1.В магазине электроприборов люстра пользовалась большим уважением.
2. - Ей бы только
добраться до своего потолка,- говорили настольные лампы,- тогда в мире сразу станет светлее.
3.И долго ещё, уже заняв свои места на рабочих столах, настольные лампы вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь, ого! – стала большим светилом. 4. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане.
5. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь. 6.Но от этого в мире не стало светлее.
( Ф. Кривин)
Слайд 7Работа с текстом на разных этапах чтения
Задание 2.
Как
вы думаете, на каком художественном приеме строится текст?
Иносказание.
Слайд 8
Задание 3.
Как вы понимаете выражение
«стала большим светилом»?
Как вы считаете, почему Люстра пользовалась большим уважением?
Люстра была яркой, красивой
Слайд 9
В прямом или переносном значении это выражение употреблено автором?
Выпишите
предложения, в которых автор раскрывает свое понимание этих слов?
4. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане.
5. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь.
Слайд 10
Задание 4.
Перечитайте предложения 4-5.
Что автор говорит о жизни
люстры в ресторане?
Слайд 11Понимание значения каждого слова в тексте
Задание 5
Объясните, пользуясь словарем,
значение слова «землячка» из 3 предложения.
Толковый словарь Д. Н. Ушакова
Уроженец одной местности с кем-нибудь. (разг.).
Фамильярное обращение к соотечественникам своего круга.
Слайд 12
Задание 6
В 5 предложении автор употребляет слово «прожигала».
Объясните, как вы понимаете значение этого слова.
Прожигала -тратила впустую.
Подберите синонимы к этому слову.
Тратила, расходовала.
Вспомните фразеологизм со словом прожигать.
Прожигать жизнь – проводить жизнь в развлечениях и удовольствиях.
Слайд 13Задание 7
Автор уделяет особое внимание описанию жизни люстры. В
следующем предложении вставьте недостающие слова:
5. Устроилась она ______, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным ____ , прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы ______________ .
Слайд 14
Задание 8
Как вы думаете, осуждает ли автор поведение
люстры? Почему? Докажите.
Какие выражения, слова он использует для описания такого поведения?
Устроилась неплохо, ослепленная собственным блеском.
Слайд 15
Задание 9
Перечитайте предложение № 6.
Сформулируйте ответ
на вопрос: «Почему в мире не стало светлее, лучше от блеска, яркого света красивой люстры?»
Люстра жила для себя, наслаждаясь своей красотой и значимостью, не служила добрым и важным целям.
Слайд 16
Задание 10
Как вы думаете, может ли человек,
отдавать свою жизнь служению, благим целям и намерениям безвозмездно, руководствуясь добротой, любовью к людям и не думая при этом о себе?
Слайд 17
Знаете ли вы, как называют таких людей?
Альтруист – человек, проявляющий
бескорыстную заботу о благополучии других людей.
Слайд 18
Задание 11
Чья жизненная позиция: люстры или настольных
ламп, проводивших свою жизнь на рабочих столах людей, ближе вашей собственной позиции?
Обоснуйте свой ответ.
Слайд 19
Задание 12
Сформулируйте на основе текста ответ на вопрос:
Как должен жить человек, чтобы «в мире стало светлее»?
ИЛИ
Какими должны быть основные жизненные цели человека?
Слайд 21
Задание 13
Определите предложения, в которых содержится основная информация.
Какова
роль последнего предложения текста?
Слайд 22
Задание 14
Определите тему текста, выписав ключевые слова.
Пользовалась уважением, стала
светилом, устроилась неплохо, ослеплена своим блеском, прожигала, не стало светлее.
Слайд 23
Задание 15
Как бы вы озаглавили данный текст? Выберите один из
вариантов.
В магазине
Люстра
Люстра и настольные лампы.
Светило.
Ф. Кривин назвал полусказку «Светило».
Слайд 24
Задание 16
К какому стилю и типу речи можно
отнести данный текст.
Какие стилевые приметы подтверждают ваш ответ?
Художественный стиль, тип речи – рассуждение с элементом повествования.
Слайд 25
Задание 17
Какие лексические средства выразительности автор использует практически в каждом
предложении?
Олицетворения – лампы говорили, вспоминали , люстра устроилась и др.
Фразеологизм – проводить дни и ночи.
Метафора – в мире станет светлее.
Эпитеты – знаменитая, ослепленная.
Междометие – ого.
Слайд 26Понимание особенностей расположения информации и способах ее соединения
Задание 18
Среди предложений 3-5 найдите такое, которое связывается с предыдущим при помощи личного местоимения.
Напишите его номер.
5 предложение.
Слайд 27
Задание 19
Установите структурные части текста:
введение-
основная часть-
заключение-
Слайд 28Создание вторичного текста
Составьте план текста.
Магазин светильников
Люстра и лампы
Жизнь люстры в ресторане
В
мире не стало светлее от люстры.
Перескажите текст.
Слайд 29
Допишите предложение.
Я поняла…
Я не поняла…
Слайд 30
Д.З.
Напишите по тексту небольшое сочинение –
рассуждение объёмом
30-40 слов, отразив в нём своё понимание проблемы, затронутой в этом тексте.