Презентация, доклад по русскому языку на тему Слово и его лексическое значение (5 класс)

Содержание

Актуализация знаний- Какова главная функция языка?(Коммуникативная.)- Что помогает нам передавать и хранить информацию?Единицы языкаЗвукМорфемаСловоПредложениеТекст

Слайд 1ПОДГОТОВИЛ:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ИВАНОВ А. И.
Урок русского

языка в 5 классе
ПОДГОТОВИЛ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИИВАНОВ А. И.Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2Актуализация знаний
- Какова главная функция языка?
(Коммуникативная.)
- Что помогает нам передавать и

хранить информацию?

Единицы языка

Звук

Морфема

Слово

Предложение

Текст

Актуализация знаний- Какова главная функция языка?(Коммуникативная.)- Что помогает нам передавать и хранить информацию?Единицы языкаЗвукМорфемаСловоПредложениеТекст

Слайд 3Актуализация знаний
- Выполним устно упражнение №331 на с. 152.
По горизонтали:
1-пенка;
4-набор;
5-лотос
По вертикали:
1-пенал;
2-набат;
3-адрес
-

Что вам помогло разгадать этот кроссворд?
(Лексическое толкование слов.)
- О чем же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
(О слове и его значении.)

Актуализация знаний- Выполним устно упражнение №331 на с. 152.По горизонтали:1-пенка;4-набор;5-лотосПо вертикали:1-пенал;2-набат;3-адрес- Что вам помогло разгадать этот кроссворд?(Лексическое

Слайд 4Формулирование темы и цели урока
- Запишем тему сегодняшнего урока.
Слово и его

лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
- Какие задачи мы должны будем решить на уроке?
- Выяснить, что означает понятие «лексическое значение слова»;
- Понять, чем отличаются однозначные слова от многозначных;
- Определить особенности употребления слов с прямым и переносным значением в речи.
Формулирование темы и цели урока- Запишем тему сегодняшнего урока.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Слайд 5Знакомство с новыми понятиями
- Прочтите материал учебника на с. 150 –

151 и ответьте на вопросы.
1. Чем лексика отличается от лексикологии?
(Лексика – словарный состав языка. Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.)
2. Что такое лексическое значение слова? Где оно разъясняется?
(Лексическое значение слова – это его основной смысл (содержание). Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.)
Знакомство с новыми понятиями- Прочтите материал учебника на с. 150 – 151 и ответьте на вопросы.1. Чем

Слайд 6Знакомство с новыми понятиями
- Прочитайте знаменитый афоризм академика Л. В. Щербы

и объясните, что он имел в виду.
Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.
- Почему нельзя понять, о чем идёт речь?
(Слова лишены смысла.)

Знакомство с новыми понятиями- Прочитайте знаменитый афоризм академика Л. В. Щербы и объясните, что он имел в

Слайд 7Практическая работа
- Выполним письменно упражнение №329 на с. 151.
1 ряд –

позёмка;
2 ряд – изморозь;
3 ряд – пурга
- Можно ли догадаться о значении этих слов без обращения к толковому словарю?
(Позёмка – «по земле»; изморозь – «из мороза»; пурга – «purku» (метель, фин.).)
- Сколько значений имеют эти слова?
(Одно.)
- Как мы можем назвать такие слова?
(Однозначными.)

Практическая работа- Выполним письменно упражнение №329 на с. 151.1 ряд – позёмка;2 ряд – изморозь;3 ряд –

Слайд 8Знакомство с новыми понятиями
- Как называются слова, имеющие несколько значений? Закончите

схему, прочитав материал учебника на с. 154.
Знакомство с новыми понятиями- Как называются слова, имеющие несколько значений? Закончите схему, прочитав материал учебника на с.

Слайд 9Практическая работа
- Выполним устно упражнение №339 на с. 154.
- Что можно

сказать о значениях многозначного слова?
(Между значениями многозначного слова есть нечто общее.)
- Многозначные слова наряду с прямым значением приобретают и переносное. Познакомимся с материалом для наблюдений на с. 157.
Практическая работа- Выполним устно упражнение №339 на с. 154.- Что можно сказать о значениях многозначного слова?(Между значениями

Слайд 10Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 11Практическая работа
- Закончим схему.

Практическая работа- Закончим схему.

Слайд 12Практическая работа
- Выполним письменно упражнение №350 на с. 158.
Ключ
Пурга заметает (прям.);

пурга хочет потонуть (перенос.); ветер уснул (перенос.); вьюга разгулялась (перенос.); ели наклонились (прям.); ставни заскрипели (перенос.).
- Какую роль в художественных произведениях играют слова с переносным значением?
(Слова с переносным значением используются как выразительное средство.)
Практическая работа- Выполним письменно упражнение №350 на с. 158.КлючПурга заметает (прям.); пурга хочет потонуть (перенос.); ветер уснул

Слайд 13Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Слайд 14Ключ
Критерии оценивания:
«5» – нет ошибок;
«4» – одна ошибка;
«3» – две ошибки;
«2»

– более двух ошибок

КлючКритерии оценивания:«5» – нет ошибок;«4» – одна ошибка;«3» – две ошибки;«2» – более двух ошибок

Слайд 15Итоги урока
Какие трудности у вас возникли на уроке?

Понравилось ли вам на

уроке?

Понравилось

Не понравилось

Итоги урокаКакие трудности у вас возникли на уроке?Понравилось ли вам на уроке?ПонравилосьНе понравилось

Слайд 16Домашнее задание
Цель: учиться определять прямое и переносное лексическое значение слова.

Параграфы 64-66

выучить; с. 155 №341; с. 158 №347; повторить порядок фонетического разбора.


Домашнее заданиеЦель: учиться определять прямое и переносное лексическое значение слова.Параграфы 64-66 выучить; с. 155 №341; с. 158

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть