Слайд 1Классная работа.
Неопределенные местоимения.
Сверчкова Анна Геннадьевна,
учитель русского языка и лит-ры
МОБУ СОШ 21
г.Якутска
Слайд 2 - Какая часть речи называется местоимением?
-
Какие разряды местоимений вам известны?
- Как пишутся личные местоимения с предлогами?
- Какие местоимения относятся к вопросительным местоимениям?
Слайд 3Напишите в тетради эти предложения , подчеркните слова , которые отвечают
на вопросы сколько? Кто?
Несколько учеников одного класса решили перед праздником убрать пришкольную территорию .
Кое-кто из них решил ускорить работу.
Кто-то предложил выйти на уборку, не известив об этом никого.
Слайд 4- Какую часть речи заменяют выделенные слова?
- К какой части речи они относятся ?
- Указывают ли данные местоимения определенно, точно количество, признак, предмет?
Слайд 61 группа: мест-я указывают на неопределенные лица , предметы, количество
,признак , приставка не пишется под ударением и слитно.
2 группа : мест-я указывают на неопределенные предметы, признаки, имеют суффиксы, пишутся через дефис.
3 группа: местоимения указывают на неопределенные предметы и признаки, имеют приставки, пишутся через дефис
4 группа: местоимения указывают на неопределенные предметы, на неопределенное лицо, пишутся раздельно, потому что в середине есть предлог.
Слайд 7Записать предложения, вставить пропущенные буквы, найти неопределенные местоимения, определить синтаксическую роль
в предложении
По темному небу з…лотым узором звезд написано н…что торжественное.
Перед костром сидело н…сколько человек.
Кто(то) постучал в дверь. Что(то) пр..шелестело рядом, кто(то) прошел (не)видимый.
К кому(то) принесли от мастера ларец. Какой(то) (не) понятный звон слышен в лесах.
Слайд 8Алгоритм
1. С помощью вопроса найти в предложении слово, которое не называет,
но указывает на предмет, признак, количество.
2. Выяснить, на что именно он указывает: на лицо, предмет, признак, количество.
3. Указывает ли данное местоимение на конкретное лицо, предмет, признак, количество.
4. Если местоимение не указывает на конкретное лицо, предмет, признак, количество, то это местоимение неопределенное: например, КТО-ТО, НЕЧТО, НИКТО и тд.
Слайд 9Стихотворение А. Коваля « На яхте»
Однажды куда- то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали
какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
Слайд 10И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В
открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Слайд 11Личное местоимение – хлопаем в ладоши 2 раза.
Отрицательное – топаем ногами 3 раза.
Неопределенное –
потягиваемся.
Слайд 12(Кое)кто (кое)(с)кем повздорил (из)-(за) чего(то), и каждому пришлось возвращаться домой с
(н…)сколькими порванными вещами и (кое)чем под глазами. 2) (Кое)кому пришла в голову этакая какая(то) бредовая мысль, но все(таки) (н…)кто (н...)чего (н..)кому (не)сказал и (кое)(с)чем (не)согласился. 3) (Кое)(о)чем они договорились, но (кое)(в)чем между ними (н..)(о)какой договоренности (не)могло быть и речи.