Слайд 1
Тема: Однородные члены предложения, их признаки.
Слайд 2Цель урока: углубить знания учащихся об однородных членах
предложения, научить определять признаки однородных
членов предложения;
уметь находить однородные члены в предложении,
понимать значение использования однородных членов в
художественных текстах, совершенствовать умения
правильно и уместно использовать однородные члены
предложения в речи; обучать правильной постановке
знаков препинания при однородных членах предложения;
формировать жизненные компетентности; развивать
логическое мышление, творческие способности, умение
анализировать, сопоставлять и обобщать языковые
явления;
воспитывать интерес к языку, способствовать воспитанию
личности учащихся, развитию положительных
нравственных качеств.
Слайд 4 Составление кластера
Однородные члены предложения
Слайд 5Корт «Прояви смекалку»
Практические разноуровневые задания.
І уровень – Записать предложения, расставить знаки препинания. 1. Дорога то поднималась вверх то спускалась вниз. 2. Робко выглянула луна но тотчас же скрылась за проходившим облаком.
ІІ уровень – вставить подходящие по смыслу союзы, расставить знаки препинания. Ночь стояла тихая звёздная.
Интересные экскурсии можно проводить летом зимой.
ІІІ уровень - составить по схеме предложение. ( 1 ученик у доски)
O и O, O и O.
Слайд 6Площадка « В мире поэзии ».
Проанализируем поэтические тексты.
У каждой группы своё
стихотворение. Вопросы представлены в задании к стихотворению.
Задания к стихотворным текстам:
1.Выразительно прочитайте стихотворение.
2.Найдите однородные члены, выпишите предложения с ними в тетрадь.
3. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены, как они связаны - при помощи только интонации или при помощи союзов.
4.Какой - положительный или отрицательный образ зимы рисует автор в этом стихотворении? Какую роль в этом играют использованные им однородные члены предложений? Докажите свою мысль примерами из стихотворения.
Слайд 7Ринг « Поиск»
Выделите в предложениях грамматическую основу. Найдите однородные члены
предложения. Определите, каким членом предложения выступают. Как связываются между собой? Рождественская свеча прелестна, тиха, торжественна, умиротворена.
Она не издает ни звука, но очищает души и сердца людей.
Слайд 8Корт «Ассоциации»
«Кто больше!»
Послушайте стихотворения русских поэтов о Рождестве и
запишите слова, которые возникают в воображении, в виде однородных:
І вариант – символы и предметы Рождества ( что? – подлежащее)
ІІ в. – что делают на Рождество? ( сказуемое)
ІІІ в. – какое оно Рождество? ( определение)
ІV в.– как, каким образом мы встречаем Рождество? ( обстоятельство)
V и VІ в. – “право выбора”
Слайд 9І вариант – подлежащих (луна, звезды, село, хаты, дым, снег, сугробы,
огни, дети, подарки, мешок, санки, Рождественская звезда, лампада, хороводы, колядки, свечей, окон, образа, обряды, обычаи, вечеря, праздника, веселья, поздравления, мысли, желания, смеха, песней, душой, неба, света, гул, колоколов, суета, просветления, очищения)
ІІ – сказуемых ( поют, веселятся, колядуют, гадают, смеются, рядятся, горит, сверкает, переливается, воспевают, прислушаться, пробудить, занесло)
ІІІ – определений ( великое, звездное, яркие, глубокие, радостное, белоснежные, богомольные, веселые, чудесные, рождественские, вечное, великие, звездный, хрустальный)
ІV – обстоятельств (торжественно, благоговейно, весело, возвышенно, морозно, светло, ярко, дружно, звонко, таинственно, величаво, великолепно)
V и VІ – «право выбора»
Слайд 10Экспресс – тест
- Укажите, какие члены предложения являются однородными. Напротив номера
предложения поставьте соответствующую букву: А – подлежащее; Б – сказуемое; В – дополнение; Г - определение; Д – обстоятельство. І вариант.
Берегите старых людей от обид, холодов, огня.
Человек оставляет людям песни, книги и города.
Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.
В произведении должна быть ясная, определенная мысль.
Тот рассказ сложили горы, башни, звезды, облака, снег и трав весенних ворох, люди, песни и река.
За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.
ІІ вариант.
Свежо, хорошо запахло полем.
Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди.
Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака.
Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад.
Сила, свет, красота ночи стали ослабевать.
Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы
Слайд 11 Контроль
1вариант.
1.В 2.В 3.Д
4.Г 5.А 6. Г
2вариант.
1.Д 2.Д 3.Г 4.Б 5.А 6. Г
Слайд 12Корт « Творческая мастерская».
Составить «Рождественское пожелание ( послание)» своему другу,
родным, близким, учителю, начиная со слов: «Я желаю тебе...», используя однородные члены предложения.
Шаблоны:
Поздравляю с … и … праздником – Рождеством Христовым! Пусть в твоей жизни царит …, ….. и ….! Пусть …. и …… обходят стороной твой дом! Счастья, …. и ….. всей твоей семье, друзьям и родным!
Поздравляем с Рождеством Христовым! В этот … праздник хочется пожелать …. и …. в каждом доме, …., ….., ….., ……, ……., душевного равновесия, успехов во всех начинаниях, побольше радости, крепкого здоровья и всех благ! Пусть оправдаются все ожидания и сбудутся самые заветные мечты!
Желаю вам в столь …. праздник Рождества …. в семье, сберечь уют и ….., верных …., пусть в вашей жизни будет много ….. дней. Пусть в эту ночь начнется волшебство и наполнит ….. ваши сердца!
Пусть …… вьюга выметет все ….., а метель наметет ….., ….. и ……... Веселого вам Рождества!
Поздравляем с Праздником Рождества! Пусть сочельник принесет Вам …., а наступившее Рождество – …..! Пусть подарки будут ….. и ……, а нарядная ……. ель, как символическое райское дерево с изобильными плодами, принесет в Ваш дом дух …… и …….!
Слайд 13Рождественское пожелание ученикам.
Дорогие ребята!
Поздравляю вас с Рождеством Христовым!
Я желаю вам, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой, новогодней щедростью. А ваши мечты очищены от мелочных и суетных мыслей. Пусть свет Рождества озаряет вашу душу и весь ваш жизненный путь. Вслушивайтесь, всматривайтесь, впитывайте его, потому что, как сказал Николай Гоголь, « светлеть душой должны мы беспрерывно». Света и мира вам и вашему дому!
Слайд 14Рефлексия «Снежинка»
Ваша задача – закончить предложения на снежинках, используя однородные члены.
Предложенные фразы:
● Сегодня я узнал (а)…
● Мне было интересно…
● Мне было трудно…
● Теперь я могу…
● Я смогу…
● Меня удивило…
Слайд 15Домашнее задание: пов.§27 упр. 249
Выбрать себе по желанию творческое
домашнее задание (минимальный объём – 5 предложений).
1уровень. Опишите картину зимы, открывающуюся из вашего окна, используя в своих предложениях однородные члены.
2 уровень. Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки по зимнему парку, используя в своих предложениях однородные члены
3 уровень. Напишите эссе «Идет волшебница – зима…», используя в своих предложениях однородные члены.