Слайд 2
Закончилось веселое лето, и наступила золотая осень. Это волшебная и удивительная
пора. Все деревья нарядились в красивые и привлекательные платья. Каждый листик резной, и цветовая гамма неповторимая.
Слайд 3 Сложносочиненное предложение
Слайд 5
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше
ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль
Слайд 61. Определите тип предложения:
Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу
твой жребий на светлом челе.
Слайд 72. Определите тип предложения:
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Слайд 83. Определите тип предложения:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней
зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайд 9
4. Определите тип предложения:
Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником
два года незаметных.
Слайд 105. Определите тип предложения:
Луна сияла , июльская ночь была тиха.
Слайд 19КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Сложное предложение
Сложносочиненное предложение
Пунктуация
Союзы
Слайд 20
Мини-проект «Сочинительные союзы»
Слайд 21
Задачи:
-Определить ,на какие группы делятся сочинительные союзы;
- Привести примеры;
-Найти ССП со
всеми видами сочинительных союзов;
-Придумать задание для класса по данной теме.
Слайд 23Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
и
да (=и)
ни…ни
тоже
также
не только – но
и
как – так и
В этих сложносочиненных предложениях выражается:
А) одновременность
Б) последовательность
В) причина
Слайд 24Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
то…то
или (иль)
либо
не то…не то
то ли…то ли
В
этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:
А) чередование
Б) взаимоисключения
Слайд 25Сложносочиненные предложения с противительными союзами
а
но
да (=но)
однако
зато
же
только (= но)
В сложносочиненных
предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому
Слайд 26Практикум. Задание для класса.
1. Распределите по группам предложения по разновидностям
смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.
(1 балл за каждое предложение)
2. Начертите схемы предложений.
(1 балл за каждое предложение)
Слайд 27То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
Ни
солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Слайд 283. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые
часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
Слайд 295. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный
весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
Слайд 30Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
Слайд 31Проверка
2.
5.
3.
Ни [ - = ] ,
ни [ = ].
[ = - ] , да [ = -].
Не только [ - = ] , но и [ - = ].
Слайд 326. [ - = ] , зато [ = ].
1.
4.
То [ = - ] , то [ = - ].
Либо [ - = ] , либо [ - = ].
Слайд 33Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.
Например:
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба
Слайд 34Расставьте знаки препинания
1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл)
2.
На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Слайд 35Самоконтроль
То светило солнце, то шел дождь. (1балл)
Слайд 36
На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые
заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
Слайд 37
Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая
новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Слайд 38Объясните
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду
желтые бабочки.
Слайд 39В сложносочиненном предложении
запятая не ставится:
Если его части объединены общим второстепенным членом.
Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Это кто такие и что им надобно?
Как хороша эта девушка и как она умна!
Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Слайд 40В каком предложении запятая
не нужна?
Становилось жарко и я поспешил домой.
Сумерки
приближались и надо было торопиться.
Вот крик и снова все затихло.
От кого письмо и что в нем сообщается?
Слайд 42
1. Найдите сложное предложение
А. По всей округе ливни льют, веревки из
дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
Слайд 432. Найдите, в каком примере
части ССП связывает противительный союз
А. Не
то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
Слайд 443. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая
А. Я гашу
лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
Слайд 454. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка
А. Всю ночь бушевала
буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Слайд 465. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки
препинания не расставлены)
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Слайд 48Мой результат –моя оценка
Сумма ваших баллов за урок?
«5» - 33-37 баллов
«4»
- 26-32 балл
«3» - 19-25 баллов
«2»- менее 19 баллов
Слайд 49Домашнее задание
На выбор:
Подобрать текст из художественной литературы, в котором будут ССП.
Создать презентацию «ССП»
Пройти тестирование
www.onlaintestpad.com