Слайд 1Грамматические нормы русского языка подготовка к ЕГЭ
Учитель русского языка и
литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
с. Спасского Благодарненского района
Кудряшова Ирина Анатольевна
Слайд 2Цели урока: создать условия для развития у школьников критического мышления; формировать
навык правописания не с существительными.
Личностные результаты: развитие начальных форм регуляции своего эмоционального состояния; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях.
Коммуникативные умения: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Слайд 3
Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу;уметь планировать, контролировать и оценивать
свои учебные действия.
Содержание и вид деятельности: беседа, творческие задания; методы обучения: репродуктивный (беседа, парная работа); частично-поисковый; развивающее повторение; формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Слайд 4 «Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у
меня слетела шляпа»
И.Ярмонкин
(Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)
Слайд 5«Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка,
т.
е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»
Слайд 6К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
лексические нормы;
грамматические нормы;
стилистические нормы.
Грамматические нормы делятся на
словообразовательные, морфологические
и синтаксические.
Слайд 7морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы
слова
Слайд 8Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.
Слайд 9Формулировка задания: установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками:
к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Получив начальное домашнее
образование в Москве,
Радищева зачислили в
Петербургский Пажеский
корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского
«Бориса Годунова», помнит
бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа,
ищущим смысл жизни,
открывается путь к внутренней
свободе.
Г) Благодаря повышения уровня
сервиса в фирменных
магазинах стало больше
покупателей.
Д) Горячо любящим родную
культуру предстаёт перед нами
Д.С. Лихачёв в книге «Письмах
о добром и прекрасном».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
1) неправильное употребление
падежной формы
существительного с предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью
Слайд 10Алгоритм выполнения задания 7
Определить вид грамматической ошибки.
Если в предложении встретились предлоги
«Благодаря», «Вопреки», «Наперекор», которые употребляются только с существительными в дательном падеже, то это «Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом».
Если в предложении есть местоимения, являющиеся подлежащими, то их надо правильно соединить со сказуемыми. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»
Если в предложении встретились названия в кавычках, это несогласованные приложения. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях пишут… Если они идут с главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут… Грамматическая ошибка «Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением»
Слайд 11Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием
должно относиться к подлежащему.
Это положение не соблюдено в предложении.
Получается, что калоша слетела и калоша спрыгнула.
Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
Слайд 12Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала
теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Слайд 13Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала
теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Слайд 14
Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога
В
этом предложении нарушены нормы управления.
У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.
При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.
Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:
Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.
Слайд 15Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.
Он любил и увлекался чтением.
Слайд 16Исправленное предложение
Он любил чтение и увлекался им.
Слайд 17В этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат.
падеже.
Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
Слайд 18Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим
относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед .ч. и дат. падеже. Верной будет фраза: Одному из героев, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе
Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
Слайд 19Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой
Кажется, что облако превратилось в чудовище,
смотрящего на тебя с высоты.
Слайд 20Исправленное предложение
Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с
высоты.
Слайд 21Работа с текстом
1)Готовясь к уроку, мне попалась интересная книга.
2) В ней писатель, размышляя об охране природы, советует каждому начинать с себя и даёт хорошие рекомендации. 3)Обсудив книгу в классе, советы автора нам подошли. 4) Мы решили завести дневник и, отмечая в нём даты полезных дел, выполнить рекомендации автора. 5) Прикладывая определённые усилия, природа будет сохранена.
Слайд 22Выполни самостоятельно работу и оцени ее.
6 правильных ответов – «5»
5 правильных
ответа – «4»
3-4 правильных ответа – «3»
Слайд 231.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обдумав план сочинения,
я стал подбирать эпиграф.
Композиция не
должна быть нарушена.
Мною было распределено время
Требуется знание художественного произведения.
Слайд 242.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
1) Выглянув
в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
Слайд 253. В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Дети одели панамы.
2) Вопреки
прогнозу погода была прекрасной.
3) Занятия шли согласно расписания.
4) Своевременно оплачивайте за проезд.
Слайд 264. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели
теплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
Слайд 275.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Нужно учить грамматику во избежанию
ошибок.
2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.
3) Сотрудника уволили согласно приказу.
4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
Слайд 28
6. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Вопреки прогнозу пошел
дождь.
2) После школы я пойду до бабушки.
3) Со школы я возвратился поздно.
4) Я выздоровел благодаря лечения.
Слайд 29Выводы по уроку:
закрепили умения различать грамматические нормы от ошибок
формировали навыки использования
нормированной речи
разобрали задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
закрепили навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ
Слайд 30Домашнее задание
Попробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задания 8.
Подготовьте варианты задания
для своих одноклассников.
Слайд 31Использованная литература:
Всё для ЕГЭ. Книга II / Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М.-
Ростов-на-Дону, 2018;
Русский язык. ЕГЭ 2019 /И. П. Цыбулько М: «Национальное образование», 2019.