Презентация, доклад по русскому языку на тему: Грамматические нормы современного литературного языка. Подготовка к ЕГЭ

Содержание

Цели урока: создать условия для развития у школьников критического мышления; формировать навык правописания не с существительными. Личностные результаты: развитие начальных форм регуляции своего эмоционального состояния; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях.Коммуникативные

Слайд 1Грамматические нормы русского языка подготовка к ЕГЭ





Учитель русского языка и

литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
с. Спасского Благодарненского района
Кудряшова Ирина Анатольевна
Грамматические нормы русского языка подготовка к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №

Слайд 2Цели урока: создать условия для развития у школьников критического мышления; формировать

навык правописания не с существительными.


Личностные результаты: развитие начальных форм регуляции своего эмоционального состояния; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях.
Коммуникативные умения: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Цели урока: создать условия для развития у школьников критического мышления; формировать навык правописания не с существительными. Личностные

Слайд 3
Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу;уметь планировать, контролировать и оценивать

свои учебные действия.
Содержание и вид деятельности: беседа, творческие задания; методы обучения: репродуктивный (беседа, парная работа); частично-поисковый; развивающее повторение; формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу;уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия.Содержание и вид деятельности:

Слайд 4 «Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у

меня слетела шляпа»
И.Ярмонкин
(Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)

«Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»

Слайд 5«Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка, т.

е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»
«Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка,  т. е. правилам литературного употребления слов,

Слайд 6К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
лексические нормы;


грамматические нормы;
стилистические нормы.

Грамматические нормы делятся на
словообразовательные, морфологические
и синтаксические.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы.Грамматические нормы делятся

Слайд 7морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы

слова
морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова

Слайд 8Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Слайд 9Формулировка задания: установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Получив начальное домашнее
образование в Москве,
Радищева зачислили в
Петербургский Пажеский
корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского
«Бориса Годунова», помнит
бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа,
ищущим смысл жизни,
открывается путь к внутренней
свободе.
Г) Благодаря повышения уровня
сервиса в фирменных
магазинах стало больше
покупателей.
Д) Горячо любящим родную
культуру предстаёт перед нами
Д.С. Лихачёв в книге «Письмах
о добром и прекрасном».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
1) неправильное употребление
падежной формы
существительного с предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной
речью
 

Формулировка задания: установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца

Слайд 10Алгоритм выполнения задания 7
Определить вид грамматической ошибки.
Если в предложении встретились предлоги

«Благодаря», «Вопреки», «Наперекор», которые употребляются только с существительными в дательном падеже, то это «Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом».
Если в предложении есть местоимения, являющиеся подлежащими, то их надо правильно соединить со сказуемыми. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»
Если в предложении встретились названия в кавычках, это несогласованные приложения. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях пишут… Если они идут с главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут… Грамматическая ошибка «Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением»

Алгоритм выполнения задания 7Определить вид грамматической ошибки.Если в предложении встретились предлоги «Благодаря», «Вопреки», «Наперекор», которые употребляются только

Слайд 11Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием

должно относиться к подлежащему. Это положение не соблюдено в предложении. Получается, что калоша слетела и калоша спрыгнула.

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием должно относиться к подлежащему.  Это

Слайд 12Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала

теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Готовясь к экзаменам,  выучите сначала теорию.  преподаватели провели консультации.

Слайд 13Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Готовясь к экзаменам,
выучите сначала

теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.
Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Готовясь к экзаменам,  выучите сначала теорию.  преподаватели провели консультации.

Слайд 14
Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога

В

этом предложении нарушены нормы управления.
У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.
При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.
Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:

Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.
Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога В этом предложении нарушены нормы управления. У

Слайд 15Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.
Он любил и увлекался чтением.

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой. Он любил и увлекался чтением.

Слайд 16Исправленное предложение
Он любил чтение и увлекался им.

Исправленное предложение Он любил чтение и увлекался им.

Слайд 17В этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат.

падеже. Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

В этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат. падеже.  Благодаря искусству Микеланджело современные

Слайд 18Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим

относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед .ч. и дат. падеже. Верной будет фраза: Одному из героев, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а

Слайд 19Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой
Кажется, что облако превратилось в чудовище,

смотрящего на тебя с высоты.
Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкойКажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

Слайд 20Исправленное предложение
Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с

высоты.
Исправленное предложениеКажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

Слайд 21Работа с текстом
1)Готовясь к уроку, мне попалась интересная книга.

2) В ней писатель, размышляя об охране природы, советует каждому начинать с себя и даёт хорошие рекомендации. 3)Обсудив книгу в классе, советы автора нам подошли. 4) Мы решили завести дневник и, отмечая в нём даты полезных дел, выполнить рекомендации автора. 5) Прикладывая определённые усилия, природа будет сохранена.

Работа с текстом  		1)Готовясь к уроку, мне попалась интересная книга. 2) В ней писатель, размышляя об

Слайд 22Выполни самостоятельно работу и оцени ее.

6 правильных ответов – «5»

5 правильных

ответа – «4»

3-4 правильных ответа – «3»
Выполни самостоятельно работу и оцени ее.6 правильных ответов – «5»5 правильных ответа – «4»3-4 правильных ответа –

Слайд 231.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обдумав план сочинения,

я стал подбирать эпиграф.
Композиция не

должна быть нарушена.
Мною было распределено время
Требуется знание художественного произведения.
1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.Обдумав план сочинения,я стал подбирать эпиграф.Композиция не должна быть нарушена.Мною было распределено времяТребуется

Слайд 242.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
1) Выглянув

в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну

Слайд 253. В каком предложении нет грамматических ошибок?

1) Дети одели панамы.
2) Вопреки

прогнозу погода была прекрасной.
3) Занятия шли согласно расписания.
4) Своевременно оплачивайте за проезд.
3. В каком предложении нет грамматических ошибок?1) Дети одели панамы.2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной.3) Занятия шли

Слайд 264. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Похолодало, и мы надели

теплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
4. В каком предложении нет грамматической ошибки?1) Похолодало, и мы надели теплые пальто.2) Я за тобой очень

Слайд 275.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Нужно учить грамматику во избежанию

ошибок.
2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.
3) Сотрудника уволили согласно приказу.
4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
5.В каком предложении нет грамматической ошибки?1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.2) По приезду в Таганрог он

Слайд 28 6. В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Вопреки прогнозу пошел

дождь.
2) После школы я пойду до бабушки.
3) Со школы я возвратился поздно.
4) Я выздоровел благодаря лечения.
6. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Вопреки прогнозу пошел дождь.2) После школы я пойду

Слайд 29Выводы по уроку:
закрепили умения различать грамматические нормы от ошибок
формировали навыки использования

нормированной речи
разобрали задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
закрепили навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ


Выводы по уроку:закрепили умения различать грамматические нормы от ошибокформировали навыки использования нормированной речиразобрали задания ЕГЭ, связанные с

Слайд 30Домашнее задание
Попробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задания 8.
Подготовьте варианты задания

для своих одноклассников.

Домашнее заданиеПопробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задания 8. Подготовьте варианты задания для своих одноклассников.

Слайд 31Использованная литература:
Всё для ЕГЭ. Книга II / Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М.-

Ростов-на-Дону, 2018;
Русский язык. ЕГЭ 2019 /И. П. Цыбулько М: «Национальное образование», 2019.

Использованная литература:Всё для ЕГЭ. Книга II / Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М.- Ростов-на-Дону, 2018; Русский язык. ЕГЭ 2019

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть