Слайд 1Открытый урок по русскому языку в 9 классе
«Бессоюзное сложное предложение»
Выполнила:
Болтышова Татьяна Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Шереметьевская ОШ
Слайд 2Рефлексия
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу
и птицам!
Доброе утро вам – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, отзывчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.
Слайд 3 Повторение орфографии
Вставить пропущенные буквы,
объяснить условия выбора орфограмм:
Р…стение,приб…рать,уст…лает,
выб...ру, прил…гательное, выж...гает,
подгореть, изл...гать, изл...жение,
к...сательная, з…рница, неразб...риха,
соприк…снулись, выб…рать, р…сток,
сл…гаемое, р…стительность, выр…щенный.
Слайд 4Какую большую тему мы изучаем в этом году?
Слайд 5Дайте определение сложному предложению ?
Слайд 7Пунктуационный анализ предложения
Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камушек радостно
сиял , отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень.
(В) течение нескольких дней было так холодно ,что занятия отменили.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Слайд 8Понятие о Бессоюзном сложном предложении
9 класс
Слайд 9Наблюдаем…
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут
небеса.
А. Пушкин
Какое это предложение по количеству грамматических основ? Докажите.
При помощи чего соединяются части этого сложного предложения?
Каковы смысловые отношения между частями сложного предложении?
,
Слайд 10Вывод
-Какие предложения называются бессоюзными?
Сложное предложение, части которого соединяются между собой только
по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов, называется бессоюзным.
Слайд 11Наблюдаем…
- Какие смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения?
Наступила весна /
стало тепло.
Наступила весна, стало тепло.
(Последовательность событий, интонация перечисления.)
Наступила весна – стало тепло.
(Вторая часть содержит в себе следствие того, о чём говорится в первой.)
Слайд 12Вывод:
Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной
выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Слайд 13В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми
предложениями (частями):
I. Перечислительные
II. Причинные
III. Пояснительные
IV. Пояснительно – изъяснительные
V. Сопоставительно-противительные отношения
VI. Условно-временные
VII. Следствия
Виды отношений
между простыми предложениями
Слайд 14-Изменится ли интонация в зависимости от знака препинания?
Бабушка сердилась, внучка не
слушалась.
(интонация перечисления)
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
(значение причины, пояснения, дополнения)
Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
(значение противопоставления)
Слайд 15Закрепляем изученное
БСП: № 1,2,3,6,8,9,11
Упр. 214
Проверяем
Слайд 19
Луна сияла украинская ночь была тиха.
Хочешь есть калачи не сиди на
печи.
Слово выражение мысли.
Печален я со мною друга нет.
Слайд 21 Итоги урока.
Что узнали
на уроке?
Какое предложение называется БСП ?
Какие СМЫСЛОВЫЕ отношения могут быть в БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП?
Слайд 22Анкета
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался
интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Слайд 23
Домашнее задание:
1.Прочитать теоретический материал на стр.94-95.
2.Выполнить упр 215.
3.Записать 5-6 пословиц ,(поговорок
или афоризмов ),представляющих собой БСП.
Слайд 27В работе использовала различные интернет ресурсами
1.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/