Слайд 1Долгий путь к ЕГЭ по русскому языку.
Работа с текстами на уроках
русского языка.
Слайд 2Работая с текстом, необходимо помнить, что эта деятельность включает в себя:
Предварительный
просмотр текста.
Выразительное чтение с соблюдением логического ударения.
Выделение темы текста.
Выделение основной мысли текста, а затем каждого абзаца.
Определение стиля текста.
Определение типа речи данного текста.
Объяснение терминов и новых слов.
Работа с выразительными средствами в тексте.
Слайд 3«Отечество мое».
«Маленькие станции России»
Маленькие станции России,
Полевые, к северу лесные,
С тополиной вьюгой по весне,
Золотые осенью, зимою
В голубых сугробах под луною,
Примут поезд,
Промелькнут в окне –
И земля покажется красивей,
Потому что за спиной всегда
Маленькие станции России
На пути в большие города.
А. Чепуров.
Слайд 4Напоминание.
1. Тема – это то, о чем (или о ком)
говорится в тесте. Очень часто именно тема отражается в его заглавии.
2. Идея (или основная мысль) – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего он написан.
3. Тему назвать нетрудно – лежит на поверхности, над идеей надо подумать, проникнуть в замысел автора.
Слайд 5ВЫВОД.
Словосочетание «маленькие станции России» звучит трижды: в заглавии,
в первой строчке стихотворения и в его конце.
Это сделано для того, чтобы подчеркнуть ту мысль, что красота России – это не только большие города, но и маленькие станции, полустанки, разъезды.
Слайд 6МЕЩЕРА.
На первый взгляд Мещера – это тихая немудрая
земля под неярким небом. Но, чем больше узнаешь, тем все больше почти до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать , что защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было,- этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется.
К. Паустовский.
Слайд 7«Заглянем мы, как Пушкин встарь, в Толковый наш словарь»…
Как называют
человека, беззаветно любящего свою Родину?
ПАТРИОТ - позднее заимствование через нем. или непосредственно из франц. Patriote «сын отечества» от греч. «земляк, соотечественник».
Слайд 8ПОСЛЕ ДОЖДЯ.
Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки,
Тронешь березку – она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу.
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.
А.Яшин.
Слайд 9Выразительные средства языка.
1. Олицетворение.( она вздохнула, ожила, засветилась, заискрилась, повеселела).
2. Сравнения
( как сережки, по огонечку, по серебринке).
3. Аллитерация – преобладание согласных звуков для передачи звукового эффекта.(Ш,С,Ч).
4. Ассонанс – преобладание гласных звуков в речи ( созвучие – О,И)
Слайд 10Особенность выразительной речи.
Еще М.В.Ломоносов отметил особенность выразительной речи – БЛАГОЗВУЧИЕ. Он
считал, что каждый человек должен «уметь слушать» звуки родной речи, понимать законы благозвучия.
Ночною порою,
В глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.
К.Бальмонт
Слайд 11Описание природы.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.
Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя… И сосны замерли под глубоким небом.
И.Бунин
Слайд 12И обобщая знания, даю домашнее задание:
Взгляни за окно – как чудесен
наш край!
Опиши в форме эссе свои впечатления, раздумья о природе нашего края, используя в начале работы назывные предложения.
Слайд 13Автор презентации:
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ р.п. им. Ленина
МО «Барышский район» Ульяновской области