Слайд 1Прямая речь
Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его
имени.
Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
Например. И.С. Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу».
Слова автора Прямая речь
А: «П».
Слайд 3Диалог — разговор двух или нескольких лиц.
Слова каждого лица в диалоге
пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.
Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек).
Слайд 4Например.
-Привет, Миша!
-Привет, Саша!
-Как твои дела? — спросил Миша.
-Хорошо, — ответил Саша.
**
Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др
Слайд 5прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая
речь; подчеркните глаголы «говорения».
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», — отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернетесь?» — поинтересовалась она.
Слайд 6
1.«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
2.«Помогите, пожалуйста, – попросила
мама, – вынести чемодан из вагона».
3.Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
4.«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Слайд 7дополните предложения прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.
Маша сказала:
«...».
«...?» - спрашивали дети.
«...!» - крикнул Петя.
Мама спросила: «...?»
«..., - сказал я. - ...».
Папа пригрозил: «...!»
Слайд 8Перед вами предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте
схемы 2-х предложений.
1. Какая у тебя славная сабля и ранец!» сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!
3. Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил А зачем мне туда лезть?
Слайд 9Составьте и запишите диалог на тему: «Знакомство с новым другом». Будьте
внимательны при расстановке знаков препинания.
Слайд 10Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.
Пишут птицы
и зверушки. Сделай нам кормушки!
Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.
Пришла зима. Ответила мама.
Маша сказала. Мы будем лепить снеговика с папой завтра.
Куда вы поедете летом? Спросила учительница.
Малыш интересовался. Почему идет снег?
Слайд 11Перед вами предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания. Составьте схемы
предложений.
Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу, взмолился Иван Царевич.
Облизнулся волк и спрашивает Куда ты идешь, Красная Шапочка
Едет лисица на волке и потихоньку поет Битый небитого везет, битый небитого везет!.
Сивка-Бурка, вещий каурка! закричал Иванушка-дурачок. Стань передо мной как лист перед травой!
Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. Вы дадите нам три корочки хлеба?