Презентация, доклад по русскому языку на тему Текст и его признаки

Содержание

Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.От лат. «textus» - ткань, сплетение, структура, связь.

Слайд 1Текст и его признаки

Текст и его признаки

Слайд 2Текст -
группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
От

лат. «textus» - ткань, сплетение, структура, связь.
Текст -  группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.От лат. «textus» - ткань, сплетение, структура, связь.

Слайд 3Признаки текста:
завершенность (смысловая законченность);
связность (последовательность предложений, отражающая логику развития мысли);
целостность (смысловое

единство);
стилевая принадлежность;
членимость (деление на части).


Признаки текста:завершенность (смысловая законченность);связность (последовательность предложений, отражающая логику развития мысли);целостность (смысловое единство);стилевая принадлежность;членимость (деление на части).

Слайд 4Тема текста -
это обозначение предмета речи в тексте

(о чем говорится, что изобразил автор).
Часто тема отражается в заглавии текста.

Тема текста -  это обозначение предмета речи в тексте (о чем говорится, что изобразил автор).Часто тема

Слайд 5Основная мысль (идея) -
это главное, что хотел сказать

автор (отношение к предмету речи, оценка изображаемого).
Основная мысль (идея) -   это главное, что хотел сказать автор (отношение к предмету речи, оценка

Слайд 6Виды связи предложений в тексте:
Последовательная (цепная)связь
Каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего.

Например:

Виды связи предложений в тексте:Последовательная (цепная)связьКаждое последующее предложение развивает содержание предыдущего.

Слайд 7 Вокруг города по низким пологим холмам

раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах

Слайд 82. Параллельная связь
Предложения являются равноправными между собой;
В предложениях есть перечисление,

сопоставление либо противопоставление.
Например:
2. Параллельная связьПредложения являются равноправными между собой; В предложениях есть перечисление, сопоставление либо противопоставление.Например:

Слайд 9 Лес поздней осенью был хорош. Выпал

первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.
Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще

Слайд 103. Смысловая связь
Предложения связаны только по смыслу (логически).
Например:

Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами.
3. Смысловая связьПредложения связаны только по смыслу (логически).  Например:    Начал накрапывать дождь. Пешеходы

Слайд 11Средства связи предложений:
Лексический повтор;
Синоним, синонимичное выражение;
Слова-«заместители»:
указательные, личные, притяжательные местоимения;
местоименные наречия;
союзные слова;

Средства связи предложений:Лексический повтор;Синоним, синонимичное выражение;Слова-«заместители»:указательные, личные, притяжательные местоимения;местоименные наречия;союзные слова;

Слайд 12антонимы;
родовидовые слова;
глаголы одного вида и одного времени;
союзы, частицы, вводные слова;
синтаксический

параллелизм (несколько предложений имеют одинаковый порядок слов, одинаковое строение)
и др.


антонимы;родовидовые слова;глаголы одного вида и одного времени; союзы, частицы, вводные слова;синтаксический параллелизм (несколько предложений имеют одинаковый порядок

Слайд 13Задание 1:
определите средства связи предложений.

Задание 1:  определите средства связи предложений.

Слайд 14Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата

и собака.
Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака.

Слайд 15Художники , выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня

метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.
Художники , выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника

Слайд 16Один был высокого роста, другой – роста низкого.

Один был высокого роста, другой – роста низкого.

Слайд 17В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего

замечаешь стволы любимых берез.
В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез.

Слайд 18Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели.

И все попадали тут же на землю.
Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на

Слайд 19А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды,

протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.
А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем,

Слайд 20Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не

может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.
Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует

Слайд 21Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

Слайд 22Задание 2:
определите вид связи предложений в тексте.

Задание 2:  определите вид связи предложений в тексте.

Слайд 23 В одной стране за стеклянной горой, за

шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери, братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой

Слайд 24 Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она

выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов.
Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням.

Слайд 25 Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их

ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти».
Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо.

Слайд 26Задание 3:
Прочитайте предложения А, Б, В, Г.

В каком порядке они должны следовать, чтобы получился текст?
В, А, Г, Б
Г, А, Б, В
В, Г, Б, А
В, Б, А, Г

Задание 3:   Прочитайте предложения А, Б, В, Г. В каком порядке они должны следовать, чтобы

Слайд 27А) А журавль, вовремя отлетев в сторону, тоже набирал высоту.
Б) Но

хорошенько присмотревшись к их необычной игре, я заметил, что орел, пытаясь напасть на журавля, стремится оказаться выше его.
В) В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и журавль.
Г) Можно было подумать, что они забавляются.
А) А журавль, вовремя отлетев в сторону, тоже набирал высоту.Б) Но хорошенько присмотревшись к их необычной игре,

Слайд 28Ответ:
3) В,Г,Б,А

Ответ:3) В,Г,Б,А

Слайд 291) В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и

журавль.
2) Можно было подумать, что они забавляются.
3) Но хорошенько присмотревшись к их необычной игре, я заметил, что орел, пытаясь напасть на журавля, стремится оказаться выше его.
4) А журавль, вовремя отлетев в сторону, тоже набирал высоту.


1) В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и журавль. 2) Можно было подумать, что

Слайд 30Задание 4:
Определите:
стиль данного текста;
тему и основную мысль текста;
вид связи предложений;
средства

связи предложений.
Задание 4:Определите:стиль данного текста;тему и основную мысль текста; вид связи предложений;средства связи предложений.

Слайд 31Задание 5:
Упр. 9

Задание 5:Упр. 9

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть