Слайд 2Текст -
группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
От
лат. «textus» - ткань, сплетение, структура, связь.
Слайд 3Признаки текста:
завершенность (смысловая законченность);
связность (последовательность предложений, отражающая логику развития мысли);
целостность (смысловое
единство);
стилевая принадлежность;
членимость (деление на части).
Слайд 4Тема текста -
это обозначение предмета речи в тексте
(о чем говорится, что изобразил автор).
Часто тема отражается в заглавии текста.
Слайд 5Основная мысль (идея) -
это главное, что хотел сказать
автор (отношение к предмету речи, оценка изображаемого).
Слайд 6Виды связи предложений в тексте:
Последовательная (цепная)связь
Каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего.
Например:
Слайд 7 Вокруг города по низким пологим холмам
раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
Слайд 82. Параллельная связь
Предложения являются равноправными между собой;
В предложениях есть перечисление,
сопоставление либо противопоставление.
Например:
Слайд 9 Лес поздней осенью был хорош. Выпал
первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.
Слайд 103. Смысловая связь
Предложения связаны только по смыслу (логически).
Например:
Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами.
Слайд 11Средства связи предложений:
Лексический повтор;
Синоним, синонимичное выражение;
Слова-«заместители»:
указательные, личные, притяжательные местоимения;
местоименные наречия;
союзные слова;
Слайд 12антонимы;
родовидовые слова;
глаголы одного вида и одного времени;
союзы, частицы, вводные слова;
синтаксический
параллелизм (несколько предложений имеют одинаковый порядок слов, одинаковое строение)
и др.
Слайд 13Задание 1:
определите средства связи предложений.
Слайд 14Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата
и собака.
Слайд 15Художники , выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня
метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.
Слайд 16Один был высокого роста, другой – роста низкого.
Слайд 17В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего
замечаешь стволы любимых берез.
Слайд 18Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели.
И все попадали тут же на землю.
Слайд 19А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды,
протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.
Слайд 20Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не
может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.
Слайд 21Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.
Слайд 22Задание 2:
определите вид связи предложений в тексте.
Слайд 23 В одной стране за стеклянной горой, за
шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери, братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
Слайд 24 Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она
выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов.
Слайд 25 Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их
ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти».
Слайд 26Задание 3:
Прочитайте предложения А, Б, В, Г.
В каком порядке они должны следовать, чтобы получился текст?
В, А, Г, Б
Г, А, Б, В
В, Г, Б, А
В, Б, А, Г
Слайд 27А) А журавль, вовремя отлетев в сторону, тоже набирал высоту.
Б) Но
хорошенько присмотревшись к их необычной игре, я заметил, что орел, пытаясь напасть на журавля, стремится оказаться выше его.
В) В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и журавль.
Г) Можно было подумать, что они забавляются.
Слайд 291) В чистом синем небе кружились две птицы: степной орел и
журавль.
2) Можно было подумать, что они забавляются.
3) Но хорошенько присмотревшись к их необычной игре, я заметил, что орел, пытаясь напасть на журавля, стремится оказаться выше его.
4) А журавль, вовремя отлетев в сторону, тоже набирал высоту.
Слайд 30Задание 4:
Определите:
стиль данного текста;
тему и основную мысль текста;
вид связи предложений;
средства
связи предложений.