Презентация, доклад по русскому языку на тему Диалог 5 класс

Цель урока ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ использовать диалог в разговорной речи ЗАДАЧИ: уметь выразительно читать предложения с прямой речьюправильно оформлять прямую речь и диалог на письме

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
Диалог. Знаки препинания

при диалоге.
Урок русского языка в 5 классе  Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Слайд 2 Цель урока ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ использовать диалог в разговорной речи
ЗАДАЧИ: уметь

выразительно читать предложения с прямой речью
правильно оформлять прямую речь и диалог на письме
Цель урока ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ использовать диалог в разговорной речи  ЗАДАЧИ: уметь выразительно читать предложения

Слайд 3ПОВТОРИМ ПРОЙДЕННОЕ НА ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ
1 вариант- Извини! - промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

2 вариант - Извини и ты, сосед, -
Ёлка скрипнула в ответ.

ПОВТОРИМ ПРОЙДЕННОЕ НА ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ 1 вариант- Извини! - промолвил ёж,

Слайд 4Подумайте!
Определите основную мысль стихотворения.
Чему учит текст?

Подумайте!Определите основную мысль стихотворения. Чему учит текст?

Слайд 5 Подумайте!

В каких репликах диалога нашли отражение вежливость

и внимательное отношение друг к другу его участников?
Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
Как это отразилось в пунктуации диалога?

Подумайте!    В каких репликах диалога нашли отражение вежливость и внимательное отношение друг к

Слайд 6Диалог


Функции диалога:
1. Помощь в развитии действия.
2.Информативность.
3. Дополнение характеристики героев.

ДиалогФункции диалога: 1. Помощь в развитии действия.2.Информативность.3. Дополнение характеристики героев.

Слайд 7Диалог подразумевает установку на устную речь:
большое количество разговорных выражений,
просторечий,

широкое использование эмоционально-экспрессивной лексики
синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений),
важная роль интонации.
Все это несвойственно письменной речи.
Диалог подразумевает установку на устную речь: большое количество разговорных выражений, просторечий, широкое использование эмоционально-экспрессивной лексики синтаксических средств

Слайд 8 (1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если

бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним.
(3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:
(4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
(5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
(6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…
(12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.
(14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
(15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.
(17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…
(20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!
(22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.
(25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:
(27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.
(29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.
(31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.
(32)— Ну, как дела?
(33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.
(34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.
(35)— Как же ты это подкачал, тезка?
(36)Ваня только вздохнул.
(37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.
(38)— Ничего, тезка… не горюй…
(39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.
(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.
(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя

Слайд 9(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
(42)— Земляника! — прошептал он и

возбужденно крикнул на всю палату:
(43)-Ребята землянику принесли!
(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
(56)— Ел, ел, аж опротивели.
(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
(59)— Я и не вру.
(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
(63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня.  (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .
(69)По коридору расхаживал главврач.
(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
(По В.Астафьеву)
(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята

Слайд 10Подумайте!
1.Тема текста.
2.Определите основную мысль.
3.Чему учит текст.
4.Выпишите реплики диалога, дающие характеристику

героям – Ване и Нюре.

Подумайте!1.Тема текста.2.Определите основную мысль.3.Чему учит текст. 4.Выпишите реплики диалога, дающие характеристику героям – Ване и Нюре.

Слайд 11Проверьте!
(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок. (55)Нюра взяла

две ягодки, а Ваня заявил: (56)— Ел, ел, аж опротивели.
(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. 
(66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!


Проверьте!(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок. (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил: (56)— Ел,

Слайд 12(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила:
(72)— Дядя доктор, ногу

ему будете отрезать или нет?
(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…

(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет? (81)— Вань,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть